Найти тему

Мюзикл «Шахматы». Партия без изысков.

Шахматы- мюзикл, созданный драматургом Тимом Райсом, музыкантами группы ABBA Бенни Андерссоном и Бьорн Ульвеусом в 1986 году. И вот спустя 40лет детище святой звезды и Mamma Mia ищет новых поклонников в Москве, со сцены Московского Дворца Молодёжи. О постановке и скорой премьере трубили все СМИ. Реклама в метро и социальных сетях не давала и шанса забыть о "второй достопримечательности столицы". Заявление смелое, но оправдано ли? Чего следует ожидать нам как зрителям и стоит ли вообще данный мюзикл такого внимания? Обо всём по порядку. 

Шахматы- древняя игра с многовековой историей, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта. Основная механика, противостояние двух сторон, двух противоположностей, чёрного и белого. Вариации фигур в совокупности с игровым полем создают почти неограниченную возможность тактических перформансов.

Свойственно подобное и одноимённому мюзиклу. Из жанровых особенностей режиссёру были доступны: история, музыка, песни и хореография.  

Сюжет же прост. Мотивом к действию каждого из героев является влюбленность, одержимость или течение событий. Не стоит ожидать хитрых партий, переплетения интриг и неожиданных поворотов. Проблема является наследственной, поэтому до конца не понятно, была ли у режиссёра возможность отыграть подобной фигурой хоть немного лучше. В таком случае остаётся лишь обратить внимание на другие элементы структуры жанра. На сцене всё действие разворачивается в условиях холодной войны, противоборстве двух держав, двух антиподов, СССР и США. Подобно фигурам, каждая из сторон имеет свою идеологию и взгляды, решительно отличающиеся от ценностей соперника, в визуальном плане это различие подчёркивается цветовой палитрой костюмов. 

Мизансцена шахматного матча между Сергиевским и Трампером. Противостояние СССР и США
Мизансцена шахматного матча между Сергиевским и Трампером. Противостояние СССР и США

Друг другу противопоставлены и отдельные персонажи, например, такие как Анатолий Сергиевский, сыгранный Кириллом Гордеевым, и Фредди Трампер в исполнении Александра Казьмина. Оба образа являются собирательным и перенимают необходимые черты характера у реально существовавших выдающихся шахматистов семидесятых - восьмидесятых годов. В то время, когда Сергеевский облачен в спокойствие и рассудительность, его оппонент, Трампер, не гнушается громкого пиара и провокаций. 

Столь же радикально отличаются их вокальные партии и музыкальное оформление. СССР и Сергиевский обрамлены спокойным глубокими звучанием, не лишённого жизни, но содержащим изрядную долю меланхолии, тоски, вдумчивости, освоенными нацией в стенах металлического занавеса.

Мюзикл «Шахматы»."Советская машина" В исполнении А. Матросова
Мюзикл «Шахматы»."Советская машина" В исполнении А. Матросова

Трампер же, как сын настоящей свободной Америки, широко улыбается и ведёт себя вызывающе раскованно. Композиции развязны, полны эмоций и красок, где уже в полной мере раскрывается талант музыкантов. Всеми узнаваемый стиль популярной группы ABBA, чье песни и звучание заставят танцевать хромого -фигура сильная. На сцене в комбинации с талантливым исполнением не теряется, гармонирует и резонирует.  

Немаловажная составляющая любого мюзикла- хореография, в данном же случае, с точки зрения зрителя, может показаться весьма слабой. Шах? Как бы не так. Стоит помнить о том, что любой танец усложняется прямо пропорционально количеству исполнителей, опирающихся не только на ритмику, но и на происходящее на сцене, в условиях четкой пунктуальности каждого элемента произведения. 

Мюзикл«Шахматы».«Одна ночь в Бангкоке» в исполнении Александра Казьмина
Мюзикл«Шахматы».«Одна ночь в Бангкоке» в исполнении Александра Казьмина

Казалось бы, что нужно ещё для партии: незамысловатый сюжет, насыщенный бэкграунд, актёры, вокалисты, узнаваемые композиции, декорации, подтанцовка – режиссером задействованы все фигуры, не хватает лишь одного - Мата! Того элемента, что оправдал бы осознанные поиски смысла в происходящем на сцене.  

Призван реабилитировать мюзикл и закрепить его в ранге уверенной средней постановки один факт. Столь же сильный чёрно-белый контраст, как мы наблюдаем между действующими лицами, содержится и в самой структуре произведения. В тот момент, когда ты понимаешь, что все элементы от хореографии и живых песен, до самого сюжета, наполненного человеческими взаимоотношениям, конфликтуют с четким заявлением, произнесённым за мюзикл не единожды: "Игра важнее игроков. " занавес уже закрывается. Идея о том, что все жанровые элементы на сцене, нарочно противопоставлены, одному из своих составляющих, приятно удивляет. Конечно, можно усомнится в намеренном использовании подобного тактического приёма, но так ли это важно? Случайность или хитрый продуманный ход подарили нам то самое уверенное завершение не впечатляющей, но интересной партии. 

Шахматы- это мюзикл с поверхностным сюжетом, талантливо написанными и исполненными песнями, сложными декорациями, неплохой хореографией и неопределённым финалом. Режиссеру были доступны уже проверенные временем фигуры. Всё, что требовалось – это пошаговое соблюдение устоявшейся с 1986 года схеме. Большего, чем перевода песен на другой язык, ждать и не приходится. Мюзиклу удаётся вызвать интерес, казалось бы, к нишевой теме, однако он остаётся переоцененным, вторичным и не является феноменом и тем более "второй достопримечательностью столицы. "

-5
Ознакомление с постановкой «Шахматы» не даст искушенному зрителю ничего нового, однако в качестве разового развлечения, способно скрасить вечер.