В 1981 году американская рок-группа Kiss решила поразить своих поклонников по всему миру, выпустив концептуальный альбом на тему фентези в хэви-металлическом стиле. Но публика этот альбом не приняла, и он провалился со страшным треском. Впрочем, из этого провала группа вынесла хороший урок – продолжила играть хэви-метал, но никаких фентези больше не культивировала, и о концептуальности своих творений больше не задумывалась.
В 70-80-е годы у меня был товарищ, который собирал коллекцию винилов. Средства у него были, он работал на такой работе, которая позволяла ему каждую неделю покупать по нескольку фирменных винилов в отличном качестве даже по тем драконовским ценам, которые тогда существовали. Ну, вы сами поняли, что он не работал на заводе, а был он фарцовщиком с «зарплатой» как у какого-нибудь партийного номенклатурищика.
Отсюда и деньги на пласты, и коллекцию к концу 80-х он собрал довольно большую – метра три, если не больше. «Три метра» - это общая длина всех полок, на которых стояли пластинки, как можно понять. И на тех трех метрах стояло все, что было тогда главным в роке – Deep Purple, Led Zeppelin, Queen, Pink Floyd и прочее подобное.
Но он не был каким-то крутым рокером, так как прекрасно слушал и более легкую музыку – «Битлов», Маккартни, 10CC, Supertramp, Tangerine Dream, ему нравились даже Belle Epoque и Dee D. Jackson. Но такие «легкие» на его взгляд группы он не собирал на виниле, предпочитая просто записывать их на магнитофон. А главной его целью как коллекционный материал была именно серьезная рок-музыка.
Но самой главной жемчужиной в его коллекции были не любимые им Rainbow или Uriah Heep, а Kiss. Я тогда Kiss тоже слушал и к этой группе не придирался, но вот чтобы собирать ее альбомы на виниле, как это я делаю сейчас – на это как-то не хотелось тратить деньги. А вот мой товарищ мало того что тратил, но и искал только американские, только первопрессы, и только в идеальном состоянии, естественно, со всеми «причиндалами», то есть рекламными проспектами и прочими «примочками». И к концу 70-х он их все нашел и поставил в свою коллекцию, включая два «концертника» и четыре сольника 1978 года.
Что же так его привлекало в музыке Kiss, которую никак нельзя было назвать серьезной, а тем более сравнивать ее с дисками Манфреда Мэнна или Эмерсона с Лейком и Палмером?
Не знаю, но он от Kiss 70-х буквально фанател. Даже когда вышли «Dynasty» (1979 г.) и «Unmasked» (1980 г.), он не сильно расстроился, потому что и эти два альбома хоть и представили какое-то изменение в музыке «Киссов» в сторону попсовости, все же оставались теми же самыми «Киссами».
И вот я ушел в армию, а когда вернулся в самом конце 1982 года, то первым визитом моим, естественно, был визит к этому моему меломану-«киссовцу». И первое, чем он меня «порадовал», так это критикой его любимой группы, которая к тому времени успела уже выпустить свой «эпохальный» альбом «The Elder». Моего друга так сильно огорчил этот альбом, что он перестал собирать их пластинки для своей коллекции, и, насколько я помню, до самого начала 90-х последним альбомом в его коллекции так и остался «The Elder».
Это уже потом, когда в 90-е винил подешевел так, что стал стоить дешевле сосисок, он скупил себе всё, что Kiss навыпускали в 80-е и 90-е на виниле, просто так, для завершения коллекции. Но к группе он охладел очень сильно. В начале 80-х он переключился на Iron Maiden и Judas Priest, а своих любимцев просто-напросто забросил, хотя они и вернулись к старому своему звучанию, правда, сильно «облагороженном» новыми хэви-металлическими временами.
А вот на меня смена звучания Kiss в 1981 году никак не повлияла, то есть я не увидел в этом никакой трагедии. Меня больше огорчило то, насколько сильно в 1981 году опопсились Rainbow и Nazareth, а в смене саунда Kiss я проблем не видел. «Киссы» совершенно не опопсились, они даже стали тяжелее, а то, что на альбоме не обнаружилось ни одного хита, который застревал бы на зубах – для меня в этом не было ничего страшного. Когда мне некоторое время спустя довелось прослушать «Creatures of the Night» (1982 г.), а вслед за ним и «Lick It Up» (1983 г.), то я понял, что группа просто ушла на другой, более широкий фарватер, а рок-н-ролльные и хард-роковые времена давно закончились.
И «The Elder» был просто первой попыткой свернуть на этот фарватер с прежнего порядком пересохшего русла, ну, не совсем удачным, однако музыкальным провалом я этот диск не назвал бы. Это был просто концептуальный альбом, а концептуальные альбомы гораздо сложнее, чем обычные. «Кисcы» просто не поняли всей сложности представшей перед ними задачи.
Да, «Киссы» очень сильно переборщили с патетикой, они хотели нанести по своим поклонникам удар, чтобы одним махом поднять свою значимость уже не только на американском, но и на мировом уровне. Они хотели так повлиять на свою публику, как незадолго до этого повлияли Pink Floyd своей концептуальной «Стеной». Американским музыкантам захотелось провернуть точно такой же финт, и они заманили к себе Боба Эзрина, который работал с «Флойдами» над их эпохальным альбомом, а, кроме того, некогда вытянул и самих «Киссов» из трясины, создав для них в 1976-м буквально вышибающий дух «Destroyer».
Ну, «что было дважды, то может быть и трижды» - подумали «Киссы», перефразировав известную истину. Они поручили Эзрину создать небывалый шедевр и всецело доверились ему. А Эзрин так тогда верил в свою звезду, что буквально потерял берега. Он решил создать грандиозный фильм, к которому Kiss должны были создать потрясающую музыку на единую тему, исключающую появление просто набора шлягерных песенок.
Ну, музыка и на самом деле была написана потрясающая. Переслушивая много раз альбом «The Elder», я прекрасно видел, как эти песни можно было воплотить по другому, чтобы альбом не выбивался из той колеи, которую «Киссы» пахали до этого, и напахали после этого. Надо было просто не приглашать Эзрина, который приказал музыкантам (буквально приказал, как продюсер, от которого в этот момент зависело всё) сменить тематику и окунуться в мир фэнтези, который в те годы весьма успешно окучивали многие другие группы, и делали на этой теме очень хорошие деньги.
Но посудите сами – где фэнтези, а где Kiss? Kiss – это рок-н-ролльная группа, а не Pink Floyd с их психоделией. «Киссы» никогда не были сильны в серьезных темах, но им показалось, что они все же сильны, потому что на предыдущих их альбомах было немало достаточно серьезных песен, имеется в виду музыка, а не смысловая концепция единой темы. Но даже самые серьезные песни у «Киссов» были про девок, гулянки и прочие непотребства, именно в этом ключе и были сделаны серьезные (то есть псевдосерьезные) песни.
А тут пришлось менять все полностью, ломать ту линию, на которой группа ехала много лет до этого и полностью сочинить альбом на уровне самых авторитетных психоделических групп. В итоге очень хорошие мелодии стараниями Боба Эзрина, старавшегося переплюнуть все свои таланты, превратились просто в груду металлолома. Интересно, что музыканты впоследствии не играли песен с альбома «The Elder» на концертах, и не потому, что им было стыдно, а потому, что ни одна из них не вписывалась в концертный имидж группы. Нет, пару раз какие-то песни исполнялись, но не в турах, а по специальным заявкам. Но – пару раз.
Однако Боб Эзрин почему-то об этом не подумал. Он задумал создать шедевр, а получился швах. Это был единственный альбом Kiss, который не добрался даже до «золотого» статуса, а на сегодняшний день продано менее 400 тысяч копий. И это за 40 лет!
А общем, с фентези в текстах и с героикой в музыке у «Киссов» ничего не получилось, но так как дорога назад была уже недоступна, пришлось извлекать полезный опыт даже из провала. Следующий альбом «Creatures of the Night» был таким же тяжелым, как и «The Elder», но стилистически группа вернулась к своим корням. И тут же пошло оживление – старые поклонники начали возвращаться, и даже значительно прибавилось новых. Постепенно «Киссы» снова увидели «платину», и вспоминали «The Elder» как страшный сон.
Интересно, что уже в XXI столетии этот альбом начали хвалить. Продажи, правда, не увеличивались сильно, но критика в основном поменялась и превратилась в похвальбу. И на самом деле – музыка с этого альбома ударила всех по мозгам только вначале 80-х, а в ретроспективе оказалось, что «The Elder» если и не шедевр, то довольно неплох. Мало того, для многих коллекционеров винила он стал буквально культовым.
Стал как бы культовым он и для меня, потому что это единственный альбом Kiss, который, как говорится, ни в какие рамки не лезет, то есть на фоне всей дискографии группы он выглядит «белой вороной». А «белая ворона» - если кто не знал, то это не определение провала, а принадлежность к высшей касте, которая доступна для понимания немногим. Отсюда и культ.
Я не знаю, о чем там поют «Киссы» в своих текстах, я оцениваю музыку. А музыка и на самом деле культовая. Это конкретный хэви-метал, которого группа до этого не играла никогда. Это очень ценный момент, потому что если сравнить этот альбом с некоторыми последующими, то можно обнаружить, что в музыкальном плане они буквально вытекают из этого произведения, которое для другой группы было бы шедевральным. А вот «Киссы» просто напоролись на плетень, и хорошо, что они вовремя с него съехали.
А съехав, быстро оценили обстановку, укрепили состав новым лидер-гитаристом (им стал Винни Винсент), пригласили более сведущего в хэви-металле продюсера и сварганили новый альбом, который показал, что «Киссы» образумились и концептуальных альбомов больше сочинять не собираются.
Я думаю, что каждую песню на альбоме комментировать нет смысла, а если это кому-то понадобится, то я сделаю это в отдельной публикации. Вместо комментариев я снабжу трек-лист некоторыми пояснениями по самым интересным моментам.
Сторона 1:
1). The Oath (4:32). Песню написал Боб Эзрин, чтобы показать музыкантам направление, в котором они должны двигаться, а Пол Стенли ее привел к общему знаменателю. На бас-гитаре играл Фрейли, а Стенли озвучил все остальные гитарные моменты, включая соло.
2). Fanfare (1:22). Эту маленькую оркестровую зарисовку написал тоже Эзрин с посильным участием Пола Стенли.
3). Just a Boy (2:30). Еще одно сочинение Эзрина, а Пол Стенли сыграл соло.
4). Dark Light (4:12). Интересно, что эту песню вместе с Фрили и Симмонсом написал еще и барабанщик Антон Фиг, который обстукивал альбомы 1979 и 1980 годов группы вместо Питера Крисса. Поет и играет на бас-гитаре – Эйс Фрили.
5). Only You (4:19). Песня Джина Симмонса, он тут поет и играет не только на басу, но и на ритм-гитаре.
6). Under the Rose (4:49). Песню сочинили Эрик Карр и Симмонс. Поет Симмонс, на акустической гитаре играет Карр, на басу – Фрили.
Сторона 2:
1). A World Without Heroes (2:43). Поет Симмонс, на соло – Стенли.
8). Mr. Blackwell (4:53). Автор и вокал – Симмонс, текст – Лу Рид.
9). Escape From the Island (2:50). Инструменталка пера Фрили, Карра и Эзрина.
10). Odyssey (5:36). Песню написал Тони Пауэрс - клавишник, нанятый для ее исполнения на альбоме.
11). I (3:52). Пожалуй, единственная песня, которая полностью вписывается в репертуар Kiss как рок-н-ролльной группы.
12). Finale (1:04). Просто реприза, никакой музыки.
В заключение хочу сказать, что для альбома было написано больше песен, чем на него попало. В основном они были заброшены, и записанный для них материал – тоже. Но некоторые песни, впрочем, не пропали.
Так, песня «Nowhere to Run» попала на альбом Kiss «Killers», который считается сборником, но на него вошел ряд совершенно новых песен.
Песня «Deadly Weapons» сменила название и была перезаписана для альбома группы Kiss «Asylum» 1985 года.
Песня «Feel Like Heaven», написанная Джином Симмонсом, появилась как кавер на сольном альбоме Питера Крисса 1982 года.
Песня «Heaven» тоже сменила название, и как «Breakout» была перезаписана для дебютного пльбома Эйса Фрили в 1987 году, а потом снова перезаписана и вошла на альбом Kiss 1992 году «Revenge».
Остальные композиции появлялись на разных боотлегах, но им, я думаю, следует посвятить отдельную публикацию.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ KISS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Kiss «Unmasked», 1980 г., ~ это ментальное продолжение альбома «Dynasty», причем более интересное
Kiss «Dynasty» 1979 г. ~ вполне себе однозначный «киссовский» альбом, хоть и сильно коммерческий
Kiss «Dressed to KiII», 1975 г. ~ первый крупный успех группы, позволивший покрыть долги лейбла