Найти тему
ИСТиК

Границы в общении с клиентом. Как НЕ навредить себе и ему?

Мой тридцатилетний опыт работы консультантом дал понятие в отношении работы клиента и терапевта. Я не люблю слово «границы». Я бы это отнёс, скорее, к территориальным понятиям. 

Я чаще использую в знании «границ» слово «безопасность». Это история про доверие, коммуникацию и открытость. Задача консультанта — создать такие условия встреч, чтобы клиент мог чувствовать себя в безопасности, доверять и переживать открыто процессы, истории и конфликты, которые произошли в жизни. 

В этом вопросе я придерживаюсь позиции Фрица Перлза: «Главное не эмпатия, а симпатия». Здесь каждый (клиент и терапевт) переживает услышанную историю по-своему, и это является основным принципом безопасности и доверия. 

Картина должна выглядеть примерно так: консультант умеет слушать, чувствовать самого себя и умеет все это показать своему клиенту.  Клиент, услышав это, сможет отразить и наложить на это свои переживания. Это и есть путь безопасного контакта между терапевтом и клиентом.