В Советском Союзе была масса смелых и дерзких проектов инженеров со всех республик. Повсеместно разрабатывались невероятные, доселе невиданные танки, самолёты, корабли, орудия. Но одним из наиболее выдающихся был проект 903 ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Это был невероятных размеров экраноплан, который был способен с большой скоростью нестись над поверхностью воды. И имя ему было «Лунь».
Из истории проекта
Проект экраноплана начал разрабатываться в начале 1970-х г. г. В основе его конструкции и аэродинамической компоновки использовались наработки экраноплана КМ. Первый «Лунь» был заложен на опытном заводе «Волга» в 1983 году, а уже 16 июля 1986 года экраноплан был спущен на воду и направлен в город Каспийск для прохождения испытаний, которые продлились до конца 1989 года. После началась его опытная эксплуатация, которая, к сожалению, продлилась всего два года до распада СССР. На 2001 год «Лунь» числился списанным и находился в сухом доке города Каспийска.
По изначальным планам была цель построить восемь экранопланов данного типа, однако из-за проблем с финансированием и военной целесообразности полная реализация проекта не получилась. Однако к моменту закрытия проекта второй «Лунь» был построен на 75%. В настоящее время существует проект достройки этого экземпляра до экраноплана «Спасатель», который будет проводить поисково-спасательные операции на воде.
Технические особенности
«Лунь», летающий на 2000 км со скоростью 500 км/ч по своим размерам представляет настоящее чудо техники исполинских размеров. Размах крыльев в 40 метров, длина почти 74 метра, высота киля, достигающая 19 метров – всё это поражает своим размером человека, наблюдающего этот аппарат. Такой гигантский корпус из алюминиево-магниевого сплава включает в себя три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчетного ракетного комплекса. Под днищем расположено гидролыжное устройство, применяющееся при посадке. А сверху него располагаются шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит». Ну и конечно всю эту гигантскую машину надо двигать вперёд с огромной тягой, которую обеспечивали восемь двигателей НК-87. Для сравнения, флагман гражданской авиации СССР того времени Ил-86 обладал только четырьмя двигателями такого класса.
Плюсы и минусы «Луня»
Изделие имеет черты, как кораблей, так и летательных аппаратов, что присваивает ему достоинства и недостатки обоих типов. Противники использования экранопланов считают, что при гигантских размерах и обладая небольшой скоростью (по сравнению с реактивными самолётами), экраноплан становится уязвимым для оружия противника.
Однако с другой стороны экранопланы придерживаются тактики, при которой можно атаковать противника, не входя в зону его противодействия. Помимо этого, «лунь»- это корабль по определению, и надо его сравнивать преимущественно с кораблями, а не с самолётами. По сравнению с продвинутыми кораблями данный экраноплан имеет десятикратное превосходство в скорости.
Нынешнее состояние
После закрытия проекта, как уже было сказано выше, «Лунь» находился в сухом доке в Каспийске с начала 1990-ых. около тридцати лет гигантский экраноплан простаивал без дела, медленно разрушаясь. Но благодаря активистам, уникальный образец техники получил шанс на вторую жизнь, в качестве музейного экспоната. В конце июля 2020-го года «Лунь» был отбуксирован из Каспийска в Дербент, где строится парк «Патриот». И уже в 2023-ем году после открытия парка исполин будет красоваться перед посетителями.
#СССР #самолет #корабли #вооруженные силы #армия #технологии #история