И письмена взывают с пьедестала:
"Я Озимандия. Я царь царей.
Моей державе в мире места мало! "
Все рушится. Глубокое молчанье...
Пустыня мертвая... И небеса над ней...
История человечества знает примеры когда страна, группа стран, даже целое направление цивилизационного развития человечества, процветавшие ранее и имеющие все основания претендовать на цивилизационный успех, оказывались выброшенными на задворки человечества. Теряли всё.
И причины проигрыша не всегда объяснялись простым военным поражением.
Всё начиналось с отрицания очевидного. Не всего известного человечеству, конечно, но с какого-то определяющего фрагмента человеческого знания. Например, с отрицания или нежелания осознавать фундаментальные принципы гуманизма. Это, кстати, самый короткий путь на свалку истории. Но были случаи, что называется, эпичнее.
Середина XV века. Пик противостояния христианского мира и мира ислама.
Только что пал Константинополь. Утерян один из двух, если не главный, оплот христианства. Рыцарские ордена – хранители европейской цивилизации – не выдержали вековой борьбы. Дамасская и сталь ничем не хуже шеффилдской, медицина на Востоке лучше, химия (даже в формате алхимии) тоже. Астрономия до сих пор хранит родимый отпечаток Востока – практически все видимые звезды северного полушария имеют арабские названия. Гигантская обсерватория Улугбека в Самарканде – тому памятник.
В общем, борьба идет на два результата – на ничью путем взаимного истощения и торможения и на победу сильнейшей стороны и конец Европы (за 500 лет до Шпенглера).
А дальше следует непостижимое. Исламский мир за достаточно короткое, по историческим меркам, время сходит почти на нет. И вроде так глобальных военных разгромов не было – даже Константинополь европейцы не отвоевали, хотя одна периферийная держава христианского мира очень рвалась.
Что произошло? А в эйфории от успехов, исламские мыслители взяли и перекроили под себя один из законов человеческого мышления. Оруэлл в своё время описывал нечто подобное (неожиданно ставшее сегодня для нас реальностью): «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила» и т.п.
На этом фоне исламская мысль и накосячила то вроде всего ничего. Впрочем, судите сами.
Был такой человек - Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Ахмад ибн Рушд аль-Куртуби аль-Андалуси. Европейцы не выговаривали такого, называя его просто Аверроэс. Это был типичный для светлой части арабского Средневековья мыслитель – отчасти философ, отчасти медик, переводчик с языков, живых и мертвых, теолог. Благодаря таким как он, наследие других, более цивилизационных времен, было поставлено на службу сначала Востоку, а спустя сотни лет и Западу. Актуализацией наследия Аристотеля Европа точно обязана ему.
Как и все мыслители Средневековья, он балансировал на тоненьком канате между мраком теософии и костром инквизиции (да знаю, что на Востоке не было инквизиции, там были шариатские аналоги). В общем, выкручивался как мог, но способствовал тому, что и в мире ислама некоторое время господствовали представления и научная методика развитого эллинизма – теория о двух истинах, деление сущего на актуальное и потенциальное и т.д.
Но на горе ему (и, как оказалось, миру ислама в целом) явился «великий обновитель пятого века хиджры» Абу Ха́мид Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газа́ли (да, так коротко).
Аль-Газали тоже был всем понемногу, но при этом в первую очередь он был теологом. Нет, в его мировоззрении было еще немало толкового, даже просто верного, например признание необходимости постоянной работы по преодолению своего низшего «я». Но было и иное. Одна такая маленькая штучка, одна жертва истиной ради стройности идеологической (религиозной) схемы.
В общем, он отказался от … причинно-следственной связи!
Именно так! Согласно Аль-Газали, правильным ответом на вопрос «почему загорается вата, если поднести к ней огонь?» является «по воле Аллаха»
То есть не по причине превышения температуры возгорания данного вида материала, а только потому что так решено свыше. Может загореться, а может и нет. А может загореться вовсе без огня, сама собой.
Аверроэс конечно вступился за здравый смысл, борьба идей продолжалась и после смерти «мэтров», но в итоге на Востоке победил взгляд на природу вещей от Аль-Газали.
Ну и понеслась. Прекратилось преподавание наук, не связанных напрямую с теологией, любые попытки привнесения рационализма на исламскую почву пресекались толпами фанатиков, былые достижения были прокляты и забыты.
В противоположность пути Востока, Запад полностью принял достижения античности и творчески развил их для современного (на тот момент) этапа. Ренессанс (сиречь Возрождение) – имя успеха Европы.
А через пару сотен лет отставание неевропейского мира стало столь очевидным, что в некоторые лихие умы закралось подозрение, а не разных ли биологических видов Европеец и всё остальное периферийное человечество.
Цивилизации опускаются на дно не благодаря катаклизмам и войнам, а исключительно по собственному желанию грешить против истины. Или проще – плевать против ветра.
И ведь предупреждали же, что всё на тебе будет!