Из Центра управления полетами Томского политеха можно связаться с космонавтами на МКС, изменить траекторию полета спутника или отправить пришельцам селфи. Ну, или самому получить фотографию с других планет, хотя пока такого не случалось.
Первая социальная сеть
Союз радиолюбителей – это первая социальная сеть. В мире постапокалипсиса интернета, скорее всего, не будет, а вот радиосвязь почти вечна.
Над Землей летают десятки любительских, военных и метеоспутников. Все они передают информацию, уловить которую может радиостанция в определенный промежуток времени – когда спутник пролетает над горизонтом.
В любительском радиодиапазоне можно услышать спутники университетов, школ, научных групп и частных компаний. У каждого своя цель, свой эксперимент. Например, с помощью образовательных спутников школьники и студенты учатся проектировать антенны и самостоятельно их тестировать.
Аватарки у радиолюбителя нет, зато есть уникальный позывной, у ЦУПа ТПУ – R9HP. R (Роман) – это обозначение России, 9Н (9Харитон) – это обозначение Томской области, Р – Томский политех.
Танец с бубном
В Центре управления полетами можно «поймать» сигнал от автомобильной сигнализации или от обитателей далеких планет. Теоретически.
Если настроить радиоприемник на прием всех частот, то можно услышать много шума. Часть его вполне может оказаться посланием от инопланетян.
«Мы можем принять сигнал за шум, а это была информация. Но я не вижу в приеме сигнала с других планет ничего сверхфантастического. Единственное, что нас ограничивает – огромные расстояния. Если пришельцы передавали нам сигнал извне солнечно системы, то получим мы его минимум через четыре световых года. То есть, если они «позвонят сейчас», 4 года сигнал будет идти, если мы захотим ответить – это еще 4 года. А если мы вдруг не расслышим его? С нашими представлениями о физике и технологиями мы можем поддерживать связь только в пределах солнечной системы», - рассказал оператор Центра управления полетами ТПУ Андрей Коломейцев.
К тому же, мы не знаем, какие у пришельцев кодировки. Расшифровка радиосигнала – это почти всегда «танец с бубнами».
Алло, это МКС?
Однажды операторы ЦУПа случайно связались с МКС. Они тестировали связь перед запуском спутника ТПУ. На позывной МКС неожиданно откликнулся итальянский космонавт.
«МКС пролетала над нами, мы решили «набрать» станцию, нам неожиданно ответили. Это был итальянец Паоло Несполи», - рассказал оператор ЦУПа.
Сергей Рязанский во время сеанса связи рассказал, что идет подготовка к выходу в открытый космос.
«Больше его отвлекать мы не посмели», - говорит Андрей.
Спутник ТПУ: что осталось за кадром
В мае 2016 года, в день 120-летия Томского политеха, космонавты запустили питание спутника «Томск – ТПУ – 120» на борту МКС.
В этот момент станция находилась по другую сторону Земли — уловить сигнал в ЦУПе было невозможно. Впервые над томским горизонтом аппарат появился в четыре часа утра, во второй раз – спустя два часа.
В шесть утра в Центре управления полетами ТПУ должны были собраться журналисты, руководители подразделений ТПУ, ученые. Перед этим протестировать сигнал в 4 утра собрались только сотрудники ЦУПа. Однако, они ничего не услышали: то ли спутник пролетел слишком низко над горизонтом, то ли что-то пошло не так. Тогда наверняка политехники этого не знали.
В шесть утра в аудитории, где располагается ЦУП, не было свободного места. Люди собрались, чтобы впервые услышать поздравление с днем рождения Томского политеха из космоса.
«Мы очень волновались, вдруг сейчас опять ничего не услышим, будет фиаско в день рождения политеха. Настроили аппаратуру и ждем. Спутник поднимается над горизонтом. Поднялся на 10 градусов – ничего не слышим, такой стресс. Позже мы выяснили, что между аудиосообщениями была пауза – 90 секунд. Видимо, в первый раз мы попали как раз на эту паузу и ничего не услышали. И вот, когда уже было градусов 15 над горизонтом, мы услышали поздравление на киргизском языке. Ни разу в жизни я не был так рад слышать киргизский язык», - поделился Андрей.
Запуск стратостата и ФСБ
Центр управления полетами создали исследователи Инженерной школой неразрушающего контроля и безопасности. Тогда трудно было поверить в то, что Томский политех может запустить с МКС собственный спутник. К этому шли постепенно: сначала политехники запустили в небо стратостат.
«Запускать спутник на орбиту — дорого, требуется множество разрешений, а нам, таким активным студентам, хотелось чего-то приобщенного к космосу. Мы решили, что нужен вариант «эконом-класса», и на гелиевом шаре запустили в космос стратостат. Это был бесценный опыт. Конечно, были и сложности. Например, начать эксперимент мы смогли только после того, как нам дали отмашку из ФСБ. Все было согласовано с ними и с Сибирским центром управления воздушным движением», - говорит Андрей Коломейцев.
Исследователи ЦУПа рассчитали место падения спутника, снабдили его устройствами отслеживания геопозиции, и поехали искать аппарат. Вести поиски пришлось по пояс в снегу, в радиусе 10 км от предполагаемого места падения.