Я редко смотрела фильмы, сидя на диване. В основном слушала фоном, только чтобы уловить суть, и параллельно занималась чем-то другим. Так-себе ощущения. Это, как прочитать сокращенный текст книги. А теперь представьте, что читаете стихи Пушкина в сокращении….в этот момент теряется что-то важное и невидимое. Смысл примерно понятен, но нет ни оборотов, ни оттенков, ни подтекста, ни атмосферы.
Российский и советский литературовед Б.М. Эйхенбаум ввел понятие «внутренней речи» в кино. «…Кинозрителю приходится проделывать сложную мозговую работу по сцеплению кадров …Он должен непрерывно составлять цепь кинофраз — иначе он ничего не поймет…». То есть, даже смысл фильма НЕ оценить в сокращенном просмотре.
Больше я так фильмы не смотрю (вру, делаю, но только с попсовыми сериалами). И, когда я пошла учиться авторскому кино к Наташе, первым моим вопросом на уроке был вопрос о том, как правильно смотреть фильмы.
Долго, с ручкой и блокнотом, иногда по 2 раза.
- Обращаю внимание на имя режиссера, ведь именно его работа – увидеть визуал, подать стиль
- Замечаю какие операторские приемы используются: почему именно в этом моменте и с какой целью.
- Построение мизансцены (ладно, кадра). Самый яркий и простой пример - С. Кубрик. Он знаменит своей симметрией:
- Оцениваю монтажные приемы: почему именно в этом моменте и с какой целью.
- Цвет (все же уже знают что у каждого фильма есть свой стиль «покраски»?) Сравните эти кадры из разных фильмов:
- Звук. Без пояснений.
- Задаю себе вопросы, как сценарист. А почему сейчас герой начал волноваться, может в прошлом у него была похожая ситуация, которая обернулась не самым лучшим образом? А почему он здесь ТАК смотрит на брата? и т. д.
Зачем все это мне? Грамотность, насмотренность, и конечно же, откликнувшиеся мне приемы я использую в своих работах. Представьте, что кулинар пробует торт не своего производства и пытается понять состав, пропорции, свежесть продуктов, ориентируясь на свой опыт и вкусовые ощущения. Так и я: исследую, анализирую, применяю.