Сразу хочу предупредить – здесь я не собираюсь ничего «нагнетать», предсказывать, кого-то в чём-то убеждать или обвинять – всего лишь небольшой анализ истоков нашего отношения к последним событиям. Анализ, разумеется, субъективный, от этого никуда не деться - точка зрения обычного человека, без сложных углублений в детали.
У меня всегда, сколько себя помню, присутствовала стойкая «аллергия» на любые попытки мной манипулировать или что-то навязывать – реакция на это происходит достаточно жёсткая и обратная ожидаемой. Это порой мешает отстранённо и объективно оценивать ситуацию – но всё же я стараюсь. Сейчас, когда схлынула волна эмоций, уже проще.
И так – что с нашим менталитетом? Почему у нас происходит то, что происходит – и откуда берутся столь разные реакции на происходящее? Не забираясь в какие-то совсем уж далёкие дебри истории, начну с революции 1917 года – потому, что моё поколение ещё застало в живых тех людей, которые это событие пережили или принимали в нём участие. В том числе, мои бабушка, дедушка, родственники и знакомые. Так получилось, что в моей семье были люди, происходившие из противоположных слоёв дореволюционного общества – и взгляды их, соответственно, тоже отличались. Что именно они пережили? Раскол населения страны на два непримиримых враждующих лагеря в самых страшных его проявлениях. Кто-то испытал радость победы, кто-то страх и отчаяние – и все вместе – неизбежные в подобной ситуации лишения. Мне кажется, именно тогда многие стали учиться держать язык за зубами или говорить не то, что думаешь, а то, что «нужно» - потому, что можно было поплатиться жизнью. Спросите, откуда в таком случае взяться доверию? Недовольных ликвидировали, изгнали или хорошенько «прижали», а безоговорочно доверять стали те, чья жизнь в последствии действительно изменилась к лучшему. А это немалая часть населения – в основном рабочие, далёкие от каких-то опасных ответственных постов и не имеющие отношения к подвергшимся репрессиям национальностям. Работа, зарплата, детские сады, санатории, бесплатные медицина и образование, а главное – бесспорное уважение к людям рабочих профессий. Что ещё надо? «Кто-то там репрессиям подвергся – значит провокаторы и враги! Разве они не видят, как хорошо у нас живётся? А будет ещё лучше – нам обещали!».
Остальные окончательно приучились бояться и молчать – и этот страх засел в сознании намертво, на долгие годы. Я хорошо помню, как бабушка паниковала, слыша наши шутки про Брежнева и как тряслась от таких разговоров моя свекровь, которая застала период сталинских «лагерей» уже будучи в сознательном возрасте – жила она тогда как раз в тех краях, куда отправляли ссыльных. С одной стороны, у нас до сих пор сохранилось письмо – крик о помощи репрессированных родственников, обращённый к моему деду, занимавшему в то время высокий партийный пост. С другой – я как-то разговаривала с одной хорошей знакомой, пожилой медсестрой, которая сказала: «а что Сталин? Он нам ничего плохого не сделал! Он каждый год цены понижал!» Один народ – но такие разные судьбы и разное отношение к событиям того времени. Почему я упоминаю эти, всем давно известные события? По моему мнению они положили начало созданию определённого типа «нашего человека». Многие из нас с ностальгией вспоминают спокойную и стабильную жизнь в СССР, наступившую, насколько я знаю, ближе к шестидесятым – и я в том числе. Детство и юность людей моего поколения не были отравлены никакими революциями и репрессиями. И я понимаю, почему некоторые сейчас приветствуют так называемое «возвращение величия» страны и даже «железный занавес». Они наивно надеются на то, что им вернут некое подобие СССР, а кое-кого ассоциируют с «могучим» Сталиным, поднявшим страну и победившим фашизм. Ведь для поддержания этой веры используются такие знакомые лозунги и ассоциативные параллели.
Они верят, что мы являемся «избранным», самым справедливым народом, который не способен творить беззакония. Это тоже в какой-то степени можно понять – ведь и такое нам внушали в том числе и в незабвенные лучшие времена – а некоторым принадлежность к «великому» народу ещё и самооценку поднимает. Лично для меня подобный способ её поднятия абсолютно чужд – я считаю, что достоинство человека или его отсутствие никак не зависят от места проживания или принадлежности к какому-то этносу – но, к сожалению, людям это часто бывает свойственно.
Ну и конечно же, эти люди верят в самые страшные козни «подлого запада» - нам ведь и это говорили ещё при СССР, когда всё было правильно и хорошо! Про запад – думаю, это правда – противостояние с ним было всегда, ещё со времён древних князей. Но при СССР осуждали капиталистический строй, а теперь у нас уже давно сидят на шее свои, доморощенные капиталисты - предполагаю, что ещё более наглые и жадные, в силу ничем не ограниченных возможностей.
Кто-то радуется тому, что по ним хорошо проехались санкции – и честно говоря, меня это тоже не может не радовать. Но, есть одна притча – я не помню дословно, суть такова: бог предлагает человеку получить любые блага, но при условии, что сосед получит в два раза больше. И тогда человек говорит: «вырви мне глаз!». Думаю, объяснять не нужно, но всё же переведу в контексте сложившихся реалий: «пусть мне будет очень плохо – главное, что им тоже не поздоровится!». Не знаю, не знаю. Если бы у меня была нормальная, стабильная, достойная жизнь, с возможностью получать своевременную, квалифицированную медицинскую помощь, оплачивать счета, не урезая ради этого расходы на еду, покупать элементарные необходимые вещи, не влезая в долги, поехать в отпуск (вовсе не обязательно за границу), мне по большому счёту было бы плевать на политический строй и на наличие у кого-то яхт и дворцов. А сейчас, честно говоря, совсем нет желания, чтобы стало ещё хуже – не зависимо от того, как это отразится на олигархах и прочих паршивцах. Потому, что в моём случае (и думаю, что не только в моём), «ещё хуже» - это уже реально голод и отсутствие лекарств. И в этой ситуации уже не будет утешением то, что олигархам, вместо омаров с икрой, придётся жрать обычную курицу.
Но, хочу вернуться к страху - потому, что многие из нас были воспитаны в традиции «молчания» и «согласия»- а то ведь наказать могут! Его передали нам те самые бабушки и дедушки, пережившие период репрессий, а возродили реалии последнего времени. Похоже, у некоторых это уже на генетическом уровне. Попытка «освобождения» в девяностых породила хаос и многих привела к разочарованию – вот и ещё один пунктик к надеждам на «твёрдую власть».
Что сказать? В какой-то степени я этих людей понимаю – понимаю их мотивацию. Одни из них боятся угрозы «запада», который обвиняют и ненавидят – и надеются, что наша нынешняя власть может их защитить - кроме того, возможно, надеются, что посредством «твёрдой руки» действительно будет создано более справедливое общество. Другие, может и сомневаются, но боятся в этом признаться, опасаясь последствий, а кому-то при существующей власти просто неплохо живётся.
Что касается несогласных и не верящих, к которым отношусь и я – здесь существует великое множество причин. Начиная с самого, укоренившегося у нас капиталистического строя, в самом подлом его проявлении, с дикого неравенства, с постоянного глумления со стороны тех, кто кичится своим богатством, хвастливо выставляя его на показ перед обнищавшим населением и заканчивая бесконечным враньём и пустыми обещаниями со стороны властей. Думаю, перечислять конкретные вещи не стоит – они всем известны и уже набили оскомину.
Помните про мальчика, который кричал «волки!» - то же самое сейчас происходит в отношении нашего правительства и пропаганды. «Единожды солгавший – кто тебе поверит?» - ну, а уж если не «единожды»?
Какой веры можно требовать от многократно обманутых и разочарованных людей? Не было бы всего этого вранья, была бы у народа более-менее достойная жизнь или хотя бы существенные подвижки со стороны властей к её улучшению – они могли бы рассчитывать на доверие и поддержку большей части населения.
В итоге могу сказать, что и у «согласных», и у «несогласных» есть свои причины думать именно так, как они думают. Время нас рассудит.
Сейчас я не хочу разбираться в том, кто прав, кто виноват и кто первый начал – это уже не имеет значения. Интересует только одно – какие последствия нас ожидают в случае того или иного завершения сложившейся ситуации? В последние дни я много разговаривала с разными, в том числе достаточно компетентными людьми – их мнения по-прежнему различны, но сходятся в одном – хуже, чем раньше, нам будет в любом случае – вопрос лишь в том, до какой степени? Одно я вижу точно – «народного единства», даже у нас - у простого населения, уже не будет никогда – слишком сильно нас разделили события последних лет.