Найти тему

Пирамидальная структура Системы Самбо

Оглавление

Что такое самбо вроде бы знают все. Но не все представляют, а что там внутри этого «домика»?

Многие скажут, что самбо создано на основе японского дзю-до (или дзю-дзюцу). Да не вопрос. Я уже писал статьи о самбо. И в комментариях было много обсуждений личностей основателей самбо плюс конфликты между ними, кто что мог, кто у кого что спер. В частности, были наезды и на Харлампиева на тему, что он незаслуженно занимает место одного из патриархов системы. Типа только плагиатом занимался.

Честно говоря, по прошествии 100 лет совершенно наплевать, что там и как было в точности, какие были разборки, кто, куда рулил. Нам это никак не поможет и ничего не объяснит. В том смысле, что копаться в деталях не имеет смысла. Нужно ухватывать суть и смысл.

А смысл получается прикольный. И хоть я не сторонник перехода на личности и влезания в историю, тут я все же пойду таким путем для улучшения вашего восприятия очень важной темы.

Основатель самбо № 1 – Русский путь японской традиции

Ну, конечно же, это Ощепков, получивший в Японии 2-й дан (из 5-ти возможных в то время) по дзю-до. И надо понимать, что в те времена разница между дзю-до и дзю-дзюцу была не столько в технике, сколько во внутреннем содержании и методике подготовки. Не все поняли. Поэтому еще раз повторю. Технически приемы дзю-до и дзю-дзюцу были во многом идентичны и похожи. Различий было не так много. А это значит, что в дзю-до была масса приемов не спортивного, а боевого характера.

И, казалось бы, что еще нужно, чтобы достойно «встретить старость». Вот тебе традиционная школа БИ, кланяйся учителю до конца жизни, следуй некому Пути длиной в жизнь, и будет тебе счастье. Но русский человек неугомонный. Ощепков включил голову и начал примерять Японию на российскую реальность, на боевую реальность. И стало ясно, что дзю-до можно усовершенствовать, вернее нужно. Для реального боя понадобится еще неплохая ударная техника руками и ногами. В дзю-до и дзю-дзюцу такая техника есть, но она как бы вспомогательная к борцовским приемам. А нужна техника самостоятельная, высокоэффективная. Поскольку Ощепков учился в Японии еще до эпохи каратэ, то к ударной технике он пошел европейским путем – английский бокс и французский бокс.

Не буду блуждать в подробностях, но суть проста. Ощепков от традиционной японской школы дзю-до эволюционировал в сторону развития русского рукопашного боя с многогранной техникой.

Основатель самбо № 2 – Слом всех традиций Системой

Это речь о Харлампиеве. Многие винят Харлампиева в плагиате техник, мол, сам ничего не создал. В этих словах может и есть смысл, а может и нет. Но если быть более точным, то Харлампиев просто продолжил дело Ощепкова. И хотя Ощепков на словах продолжал «дело Кодокана», по факту он первый и отошел от японских традиций и условностей. А Харлампиев продолжил идти по этому пути, русскому Пути боевых искусств.

1938 год. Конференция «Об основах борьбы вольного стиля». Страшим тренером сбора назначен ученик Ощепкова Харлампиев. С этой конференции и начала отсчет СИСТЕМА САМБО. Харлампиев определил основной принцип: «Не от системы, а от народа!» А кроме того, с этого момента и началось развитие самбо именно как универсальной системы.

И вот здесь надо очень хорошо понимать суть вопроса. На уровне 1938-1939 гг. самбо было тем, что мы потом стали называть боевым самбо. Поэтому термин «боевое самбо», это в некотором роде бестолковый каламбур заевшихся будущих поколений, потерявших нить событий. Просто посмотрите книгу Харлампиева от 1939 года.

Вот понятие «спортивное самбо» есть, а боевого нет, поскольку самбо изначально позиционировалось как боевое искусство, а не спортивное единоборство.

И именно Харлампиев определил спортивное самбо как основу, первую ступень в подготовке бойцов по Системе самбо. Кстати, решение очень даже правильное и логичное, к нему мы вернемся в других статьях.

А нам надо понять вот что! К черту всю технику, все навороты организационные, все термины и системы. Прямо сейчас вы оказались в диком, заброшенном краю. Вокруг сумерки, корявые деревья без листьев, сыро и холодно. Все в серых и темных тонах. Прямо перед вами полуразрушенный дом. Тишина. И на доме висит плакат с названием конференции. Плакат цветной, хотя и местами порванный. И в сознание больно врезаются буквы: «Об основах борьбы вольного стиля».

Кто сходу не понял – тут пять слов. Какое из них самое яркое, самое запоминающееся?

«ВОЛЬНОГО». Вот главное слово в этом разборе полетов. ВОЛЬНОГО. То есть свободного.

Что общего между Чаком Норрисом. Джо Люисом, Бенни Уркидесом и Самбо? Слова -вольный, свободный. Когда-то Дж Льюис, Бенни Уркидес, Чак Норрис и другие устали от регламента каратэ. Было понятно, что в спортивных (и не только) поединках работа от удара тсуки неэффективна. Американцам тсуки не понравился ввиду своей непрактичности. Поэтому они отказались от жесткого регламента каратэ, одели на руки боксерские перчатки – и в бой. Теперь это реальный контакт, и контакт на руках с ударами в голову. И этот стиль они назвали free style, что означает свободный стиль. Грубо говоря, дерись как хочешь, но победи. Понятно, что в спортивных поединках были ограничения, но в ограниченных рамках делай, что хочешь. Пока они колесили со своими выступлениями по США, в одном из городов, конферансье (или кто там у них бокс объявляет) что-то попутал, и назвал free style кик-боксингом. Вот так и появился кик-боксинг. О нем отдельный разговор.

А мы должны понять, что Система Самбо похоронила регламент техники дзю-до. Самбо превратилось в свободную систему боя. Борись как хочешь, как можешь, дерись как хочешь, как можешь, но победи!

Что это? Хаос? Беспредел? Нет! Это Система! И в ней тоже есть регламент как у японцев. Но он не такой жесткий, он не прописан в деталях. Самбо – это детская пирамидка. Определено основание и стержень. А вот колечки на стержень можно навешивать какие хочешь. Вот в чем главный секрет техники Системы Самбо! Свобода выражения основы!

И в этом как раз заслуга Харлампиева, который довольно четко определил основу, стержень и свободу колечек.

Основатель самбо № 3 – Мы пойдем другим путем

А здесь речь о Спиридонове. Не буду блуждать лабиринтами истории, сразу перейду к делу. Спиридонов застолбил себе тему подготовки НКВД. Очень рыбная тема, надо сказать, по тем временам. Но и ответ недетский перед «партией и народом». Понятно, что сотрудник НКВД, как карающий меч революции, не мог упасть мордой в грязь. Потому приемы должны были быть максимально жесткими и жестокими, чтобы противника подавить сразу своим превосходством.

Кроме того, Спиридонов в свое время получил ранение и не мог нормально сражаться один на один. Поэтому он пошел путем «бакланки-хулиганки-уркаганки». Тема в том, что противника не просто надо поразить приемом, его еще и надо опустить как лоха.

У Спиридонова были приемы, аналогичные приемам Ощепкова, но они не интересны. А вот специфические методы выведения противника из строя за счет коварных, неожиданных и очень жестоких приемов очень даже интересны. Они очень экономичны, они очень эффективны. Но они работают не столько в открытом бою, сколько из-под тишка.

Поэтому, когда бойцы Спиридонова на соревнованиях проиграли бойцам Ощепкова – это плюс Спиридонову, а не минус.

Основатель самбо № 4 – Правильным путем идем товарищи

Волков. Он продолжил дело Спиридонова. По крайней мере, он так думал. И кстати, его учебник по Самбо очень даже хорош. Если Спиридонов специализировался на подготовке НКВД, то Волков развил это тему до некой универсальности, и, в том числе, и для армии. А это значит, что Самбо стало смещаться в сторону рукопашного боя.

Тема Волкова довольно интересна и глубока, поэтому мы ее позже рассмотрим отдельно.

Четыре «мушкетера» и квадрат Самбо

Пары Ознобишин-Харлампиев и Спиридонов-Волков – выдающаяся четверка энтузиастов развития русского рукопашного боя послереволюционного периода. Они создали «квадрат» Самбо, вершинами которого являются: спорт, гражданская самозащита, полицейская система для действий в криминальной среде, военный рукопашный бой. И смысл этого квадрата в том, что можно двигаться внутри квадрата. То есть можно формировать любую систему подготовки в зависимости от задач. Также можно формировать любой комплекс приемов применительно к целям применения Системы Самбо. В самбо нет необходимости жесткого разделения на спорт, гражданскую самозащиту, полицейскую систему для действий в криминальной среде и военный рукопашный бой. Можно все смешивать, причем в любых пропорциях.

Основатель самбо № 5 – Свой среди чужих, чужой среди своих

Ознобишин в Самбо держится особняком. Возможно потому, что он считал термин «самозащита» неверным и бессмысленным. Ознобишин был дворянского роду и циркачом. А главное, он был человеком с головой. Он взял на рассмотрение бокс и джиу-джитсу, то есть те системы, которые ему были доступны в то время. Проанализировал их и быстро понял, что для реального применения они имеют ряд недостатков. Ознобишина интересовала система быстрого поражения противника, не важно чем и не важно как. Поэтому он шел путем поиска эффективности. Эффективность быстро привела его к военному подходу в развитии системы рукопашного боя. Это понятие дистанции и поражение противника и револьвером, и ножом и подручными средствами. Рукопашный бой без оружия – в последнюю очередь.

Но и в нем Ознобишин был довольно оригинален. Не зря же он был циркачом Достаточно посмотреть на обложку его книги о рукопашном бое. На ней защищающийся практически одновременно блокирует атаку противника своей рукой с одновременным, контратакующим ударом ногой. По тем временам надо сказать, что это было довольно круто. Концепция боя без оружия от Ознобишина – это поражение противника высокоэффективными «нежданчиками», но не криминальной направленности как у Спиридонова, а военной.

В итоге можно сказать, что Ознобишин поставил точку в середине квадрата самбо. Причем эта точка не в самом квадрате, а над ним. В итоге получилась пирамида с основанием в виде квадрата. Смысл пирамиды в том, что она показывает модель Системы самбо. В основании пирамиды четыре краеугольные вершины: спорт, гражданская самозащита, полицейская система, военный вариант самбо. А на вершине, к которой будет стремиться основание пирамиды, военный рукопашный бой.

И если на вершине Самбо находится рукопашный бой, то может система Самбо уже и не нужна вовсе? В принципе, мы сейчас как раз и видим некий расцвет системы армейского рукопашного боя, который в чем-то уже вытеснил самбо.

Вопросы отличия Самбо от армейского рукопашного боя мы рассмотрим в следующей статье.