SONY TC-158SD. Большой проект
Ну вот, дошло дело до этого аппарата. SONY TC-158SD. Портативный стереомагнитофон, полу-магнитофон полу-дека.
Т.е. Есть встроенный динамик, вполне нормальный, но один, т. е. при работе на только на встроенный динамик — моно.
Но есть стерео линейный вход и выход, а также нормальный разъем для стереонаушников. Громкость в наушниках регулируемая.
Работать аппарат может от сети, от батареек и от внешнего питания 6В.
Функционально — как обычно, полный автостоп, переключатель типа ленты (тип 1 — тип 2), система шумопонижения Dolby B,
ограничитель уровня записи (Limiter).
Изготовитель заявляет вот такие технические данные.
Теперь, собственно, сама история.
Магнитофон был куплен на ebay.com (в штатах) и приехал в Москву в 2008 году.
Причин для покупки было несколько. Мне всегда хотелось иметь в своем заповеднике что то подобное, внешне аппарат смотрится очень приятно (да и работает тоже), стоило это чудо техники довольно дешево и была практически бесплатная доставка из штатов.
На самом деле у Sony таких моделей несколько. Назвать это серией или семейством сложно, но, по крайней мере 3 модели мне известно. Номера моделей для внешнео и внутреннего рынком не не рассматриваем.
Первая модель, насколько мне известно — это SONY TC-152SD. Представлена в начале 70-х.
Это фото не мое, нашел где то в сети. Первая модель такого типа, полностью транзисторная, ни одной микросхемы там нет, даже Dolby B сделан на россыпи. Смотрится довольно стильно, регуляторы уровня записи линейные, или, как их иногда называли, движковые. Скорее всего использование таких регуляторов — просто дань моде того времени. На мой взгляд, пользоваться «крутилками» удобнее.
Еще одна модель, TC-153SD. Представлена в середине 70-х. Внешне точно такая же, но темного цвета.
Это фото тоже не мое. Нашел в сети. В этой модели в схемотехнике есть микросхемы. По крайней мере, Dolby.
Обе эти модели имеют ферритовые головки, маркетологи придумали даже обозначение Ferrite&Ferrite или F&F. Обозначает это лишь то, что универсальная головка ферритовая. Стирающие и так обычно ферритовые.
Выглядит универсальная ферритовая головка, которая использована в разных деках Sony вот так.
Мой аппарат TC-158SD можно рассматривать естественным продолжением этого модельного ряда.
Из фото видно, что дизайн передней панели несколько изменен. Исчез регулятор громкости (его перенесли на правую боковую панель в виде подстроечника вместе с соединителями для подключения питания. Зато появился раздельный селектор типа ленты и селектор входов. Регулятор уровня записи стал двойным и более солидным.
Все намекает на то, что основное предназначение магнитофона — это запись.
Но назвать его репортерским сложно, так как ЛПМ не рассчитан на работу в движении, например, при ходьбе. Для таких условий в ЛПМ применяют два маховика с встречным вращением, либо, как в TC-D5 – механизм Disk Drive.
Здесь же маховик один и на ходу работает такой механизм неважно.
Но, с другой стороны, наличие DC/DC преобразователей в цепях питания явно указывает на профессиональное оборудование.
Конструкция TC-158SD достаточно продумана. Нижняя и верхние части корпуса снимаются независимо и достаточно просто.
Под нижней крышкой находится сплошной экран, полностью закрывающий плату с электроникой.
Если снять верхнюю часть корпуса (вместе с боковыми стенками) — откроется вот такой вид.
Видно, что конструкция довольно основательная, под внешним пластиковым корпусом есть мощная металлическая рама. Сразу снимается вопрос, а почему он такой тяжелый? Именно поэтому.
Сам ЛПМ достаточно традиционен для Sonу. Этот механизм можно увидеть и в разных ихних деках. В частности в моей TC-186SD (на моем канале про нее есть заметка).
Фрикционный привод приемного подкассетника в режиме рабочего хода показан красной стрелкой. Фрикционные ролики перемоток обозначены желтыми стрелками.
Недоумение у меня вызвала пружинка (обозначено знаком вопроса), которая крепится к абсолютно неподвижным частям корпуса. Для чего она нужна я так и не понял.
В правой части на плате электроники около трансформатора длинный металлический корпус с закругленными краями и надписью FUJI. Это преобразователь DC/DC в цепях питания. Этот блок используется и в других машинках.
Доступ нижней части ЛПМ тоже достаточно простой и удобный. Часть рамы вместе с задней стенкой поворачивается и поднимается вверх, причем вместе с экранированной платой предварительных усилителей. Такая конструкция позволила минимизировать длину кабелей подключения головок без ущерба удобству доступа к механизму.
Доступ к всему ЛПМ получается простой и удобный.
Замена порвавшегося от времени пассика трудностей не представляет, пассики и сам механизм точно такие же как у моей первой деки TC-186SD. Также был смазан двигатель и тонвал. Все работало как надо, и запись, и воспроизведение.
Любопытство мое было удовлетворено и магнитофон отправился на полку.
Самое же «интересное» произошло потом. Некоторое время назад мне захотелось немного «выгулять» эту машинку.
И каково же было мое удивление, кода нажав «play», лента пришла в движение, но звука ни какого не было. При попытке что то записать есть иллюзия записи, стирается старая запись, есть сигнал на индикаторах, на наушниках, но ничего не записывается.
Подтвердились мои худшие опасения. Универсальная головка внезапно, без объявления войны, просто при хранении умерла. Обе обмотки показывают разрыв цепи. Стирающая головка целая, работает. Лучше бы было наоборот. Ее заменить проще.
Вот тут то и начался мой исследовательско-производственный проект.
Понятно, чтобы восстановить работоспособность магнитофона, требуется поменять универсальную головку.
Тут есть три варианта.
Вариант 1. Самый простой, но не значит, что самый экономичный. Это найти другую такую же головку.
Вариант 2. Поставить другую, в смысле совсем другую. Пермаллоевую или сендастовую. То, что можно поставить советскую сендастовую головку, я знаю. Это точно, в youtube есть такое видео. Процесс довольно трудоемкий, требует некоторой переделки самой головки и муторной настройки электроники. Браться за такую работу без мотивации типа пистолета у виска я бы не стал.
Ну и соответственно некоторый компромисс. Вариант 3. Поставить, все таки, другую головку, но не другую другую, а просто другую. Например, советскую, но стеклоферритовую. Разница между ферритом и стеклоферритом есть, конечно. Но немного меньше, чем между ферритом и сендастом. В теории настройка электроники будет чуть проще.
Понятно, я начал с варианта 1. На ebay попался лот с ЛПМ от Sony TC-199 целиком. Там точно такая же головка. Продавец подтвердил, что головка в порядке. Этот вариант показался очень хорошим, так как одним «выстрелом» можно ликвидировать целую компанию «зайцев». Моторчик можно потом, кода придет время поставит в TC-186SD, там двигатель уже большую часть ресурса выработал, разные фрикционы и другие детальки тоже пойдут в дело. Так оно потом и получилось. Кроме головки.
Как оказалось, головка внешне действительно в идеальном состоянии, но одна обмотка работает, а другая — нет. Ставить такую, чтобы получить 50% восстановление работоспособности, смысла нет.
Большой беды, правда, не случилось, pay-pal половину стоимости этого лота мне вернул.
Но проблема осталась.
Очередная итерация. Новый, как сказать подход в весу. На том же ebay купил новую, т. н. NOS (new old stock).
Тут я сознательно пошел на некоторый риск. Головка то та же самая, рабочая, с «нулевым пробегом», но крепление другое. Была надежда, что это решаемо. Но после того, как я ее получил, оказалось, что поменять крепление без риска уничтожить саму головку, слишком велик. Параллельно с этим мне попался магнитофон TC-152 на ebay, на запчасти, практически задаром. Вот он.
Как оказалось, магнитофон абсолютно рабочий, надо только придумать, как восстановить сломанную ручку переключателя Dolby. Потрошить этот аппарат у меня, что называется, не поднялась рука. Это будет следующий проект.
Поэтому я решил двигаться по третьему пути. Т.е. инсталлировать советский стеклоферрит.
В результате выбрана советская стеклоферритовая головка 3Д24.751
Как оказалось в том виде в каком она есть сама головка слишком выступает вперед и перенести крепление без риска повредить головку нельзя, переходную панель тоже сделать, иначе экран не обратно не поставить.
Но есть и хорошая новость. Та же самая головка существует и в укороченном варианте, с индексом «У». И она то как раз оказалась решением проблемы.
В том виде, в каком она есть — тоже не годится, так как ее крепление узкое и не позволяет установить головку правильно.
Но можно сделать из немагнитного материала переходную платформу.
После нескольких итераций получилось вот так.
Поверх головки ставится металлический экран.
А это фото первого включения без установки экрана.
На самом деле понятно, что проект еще далеко не закончен, надо будет смотреть и, возможно, подстраивать ток подмагничивания,.
Кроме того, скорее всего потребуется переделать переходную платформу для установки головки, найти металл более жесткий.
Но, тем не менее, первое включение вселяет оптимизм. Магнитофоном уже можно пользоваться для воспроизведения.
Небольшое видео первого включения с новой головкой.