С началом Великого поста каждый верующий христианин задумывается о своей мере духовного и телесного подвига в этот период. Читая об аскезе у святых отцов, одни сразу понимают, что это не их мера, другие, наоборот, желают в чем-то подражать им. Ночным бдениям придается большое значение в монашестве, практиковали его и многие угодники Божии, жившие в миру.
Считается, что молитва в темное время суток, когда большинство людей погружается в сон и окружающий мир затихает, обладает особой силой. Она наиболее действенна в очищении и просветлении души, возрастании в Богопознании. Но мера ли это мирянина, или только монаха? Какие наставления о ночной молитве дают отцы Церкви и богословы разных времен? В чем может крыться опасность такого подвижничества?
Историческая справка
Практика ночной молитвы упоминается еще в Ветхом Завете. Так пророк Исаия молился Богу: «От ночи бодрствует к Тебе дух мой, Боже, зане свет повеления Твои на земле» (Ис. 26:9). А царь Давид пел в своих псалмах: «В полуночи я восстал исповедаться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118:62), «В ночах возденьте руки ваши во святое и благословите Господа» (Пс. 133:2).
В евангельские времена бдения упоминаются еще чаще. Пример уединенной ночной молитвы подал нам Сам Господь: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Для Иисуса Христа это было правилом: молиться ночью, в пустынном месте, на возвышении, потому что тогда Он, видимо, ощущал особую близость к Богу Отцу. О важности бодрствования говорил Он ученикам в Своей притче о блаженном рабе, ожидающем господина: «Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (см. Лк. 12:35–40). В ночь моления о Чаше Господь упрекнул уснувших апостолов и сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41).
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Это учение Христа Его ученики передали следующим поколениям, подтверждая слова личным примером. В описании образа жизни апостола Павла видим: «в трудах, и бдениях, и постах», «часто в бдении, в голоде и жажде» (2 Кор. 6:5; 11:27). А в письме к Тимофею апостол дал такой образ благочестивой вдовы: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5:5). В первые века ночная молитва была привычным делом для всех христиан, а не только подвижников. Во времена гонений в целях безопасности богослужения часто совершались по ночам в тайных местах и подземных катакомбах.
Тем более неудивительно, что раннехристианские отшельники и монахи, удаляясь в пустыни, горные пещеры и другие труднодоступные места, проводили ночи в молитве и пении Псалтири. В монастырях всенощные бдения появилась с момента их зарождения, упоминания об этом встречаются еще у Василия Великого, есть они и в наши дни, в особенности на Святой Горе Афон.
В привычной же для современного мирского человека церковной жизни остались лишь вечерние богослужения: около двух часов накануне воскресных дней и праздников, в монастырях — более продолжительные и частые. Также в последнее время на Руси распространилась практика ночных Литургий в такие большие праздники, как Пасха, Рождество, Богоявление и даже в Новый год.
Но Церковь никогда не устанавливала келейные бдения для мирян. Тем не менее, нам известны святые, для которых ночная молитва была необходимой. Прав. Иулиания Лазаревская, будучи женой муромского воеводы и матерью 13-ти детей, вставала ночью на молитву даже во время болезни. И прп. Серафим Саровский многим своим духовным чадам из мирян благословлял молиться по ночам.
Что же особенного в ночной молитве? Почему ей уделяется такое внимание?
О пользе ночной молитвы
Святые отцы много говорили о своем духовном опыте ночных бдений, наиболее подробно и впечатляюще — один из величайших аскетов прп. Исаак Сирин.
Он ставил этот подвиг выше многих других: «Не думай, человек, чтобы во всем иноческом делании было какое-либо занятие важнее ночного бдения. Всякая ночная молитва полезнее тебе всех дневных подвигов».
По его опыту, ночное бдение — это залог правильно проведенного, в Духе Святом, и грядущего дня: «Духовный свет от ночной молитвы порождает радость в течение дня».
Это духовное делание неразрывно связано с подвигом поста: «Тело постящееся не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей». И всякий подвижник, который ведет невидимую брань, начиная с поста, прибавляет затем и бдение, потому что оно очень действенно в борьбе с грехом и дьявольскими кознями.
Прп. Исаак Сирин также утверждал, что такой подвиг преображает человека и не остается незамеченным у Бога: «Невозможно, чтобы те, которые всю жизнь проводят в этом занятии, оставлены были Богом без великих дарований». Многие откровения святые получали во время молитвы, часто именно ночной.
Кроме того, великий подвижник считал ночную молитву источником сверхъестественной радости, универсальным средством для очищения сердца и просветления ума. Как известно, благодаря бдениям прп. Пахомий Великий смог так очистить сердце, что на нем исполнились слова заповедей блаженств, и он увидел невидимого Бога, как в зеркале. А прп. Арсений сподобился такого просветления, что в молитве становился подобен огню.
Почему так ценна молитва именно ночью, когда все естество человека склоняется ко сну и отдохновению? Не противоречит ли это закону природы, по которому в ночное время организм восстанавливается и накапливает силы на новый трудовой день? Прекрасное объяснение этому дал известный богослов ХХ в. Николай Пестов. Он писал, что, как больное тело нуждается в лекарстве, так и наша душа, зараженная грехом, требует лечения. А ночная молитва — лекарство особой силы. Логика земного мира не сопоставима с логикой Божиего. Нам может казаться, что человек без сна в молитве теряет силы, но на деле они только прибавляются, потому что Господь укрепляет.
В суете мирских дел днем нам бывает трудно вспомнить о Боге, уединиться для молитвы. А ночью или ранним утром, когда мир еще спит и не атакует нас бурей звуков, чувств и мыслей, мы способны оторваться душой от земного и соединиться со Святым Духом. Нам легче сосредоточить на молитве не только ум, но и сердце, в нем рождается смирение, благодарность, умиление и любовь. «Ночью и ум свободнее можно вознести к Богу, и ночные молитвы к покаянию обратят вас, и их паче дневных послушает Бог», — писал Иоанн Златоуст.
Какой подвиг бдения может взять на себя мирянин?
Ночные бдения не обязательны для каждого христианина. Но любой человек по примеру святых может добровольно привнести в свою жизнь этот подвиг в удобной для него форме и мере. У каждого свои обстоятельства и уровень духовности. Кто-то по образу жизни может ложиться спать за полночь, и тогда его вечернее правило будет ночной молитвой. В целом начинающим Николай Пестов рекомендовал молиться ранним утром. Для этого хорошо ложиться в 9-10 часов вечера и вставать около 4-5 часов утра, при возможности спать еще днем 1-1,5 часа. Ночная молитва, когда сон прерывается на продолжительное время, более трудна для организма и психики человека, а также сопряжена с большей невидимой бранью. Бдения всю ночь и вовсе не совместимы с активной дневной жизнью мирского человека.
Возможен ли вред от ночной молитвы?
Разумеется, бдение, приносящее такую большую пользу человеку, в той же мере противно дьяволу. И потому он всячески пытается искусить человека и осквернить его подвиг. Прп. Антоний Великий много рассказывал о разных уловках бесов, желающих сбить христианина с праведного пути. Он наставлял молиться Богу о даре различения духов и борьбы с ними.
Согласно Пестову, как близок к нам в ночи Господь, так в темное время и нечистые силы имеют наибольшую власть над миром. Бесы могут мешать молитве наведением сонливости, лености или чувства страха от странных звуков, стуков, различных явлений и видений. Человек неподготовленный может легко попасть в ловушку.
Тяжелое искушение, когда человек впадает в гордость и мнит о себе, что он – особый подвижник, превозносится над другими. Такое может случиться, если человек самочинно берет на себя подвиг бдения. Православный писатель Сергей Нилус описывал такой печальный случай в Оптиной пустыни. Молодой человек готовился стать монахом, но, вопреки запрету духовника, стал совершать ночные молитвы. В итоге в него вселился бес. И однажды он прибежал в храм на богослужение голый и бегал по алтарю, пока его не поймали и не передали в психиатрическую клинику. Там мужчина и провел остаток дней.
Не менее страшно, когда человек впадает в прелесть, обманутый видениями бесов в обличии светлых ангелов, и также теряет рассудок.
В ином случае враг способен специально внушить молитвеннику увеличивать свой подвиг, чтобы он вскоре совершенно выбился из сил. В результате человек может потерять всякое желание богообщения, перестать совершать и те малые спасительные труды, которые исполнял до этого. Прп. Амвросий Оптинский говорил, что «полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».
Именно ввиду возможных серьезных искушений, многие современные священники с большой осторожностью относятся к практике ночных бдений среди мирян. И потому так важно перед принятием на себя любого нового подвига советоваться прежде с опытным духовником и брать благословение.
Выводы
Безусловно, ночное бдение приносит свои ценные духовные плоды, но лишь тогда, когда совершается с рассуждением и осторожностью. При особой ревности к богообщению любой мирянин может взять на себя посильный подвиг ночной или ранней утренней молитвы. Но стоит помнить, что иногда лучше совершать умеренное постоянное духовное делание и по кончине со смирением войти в Царствие Небесное, чем взяться за великое и в конце погибнуть.
Благодатного вам поста и наилучшего духовного приготовления к Воскресению Христову!