Найти в Дзене
Дневник трейдера в юбке

Титан, Ависма и немного истории

Оглавление

Некоторое время назад прозвучало громкое заявление о том, что Boeing перестанет закупать российский титан. Airbus так же рассматривает возможность закупать данный материал не в России. Для меня это звучит немного удивительно, ведь я немного знаю историю СССР. И на первый взгляд такое заявление выглядит примерно так же как и отказ закупать российский газ. Вы ведь в курсе, что европейцы уже заявили, что выведут закупки нашего газа из под санкций? Их хранилища пусты, цены на спотовом рынке заоблачные, остается только одно - покупать в России. Как мне кажется, примерно так же будет и с титаном, но может немного по-другому.

Сколько нужно металла

До недавнего времени Ависма являлась основным поставщиком титана для двух известных американских самолетостроителей: Боинга и Аирбаса. Boeing также закупает титан в Китае и Казахстане. Сейчас на его складах имеется некий запас титана, поэтому пока отказ от новых партий металла для него является безболезненным. У Аирбаса дела обстоят хуже, мы для этого самолетостроителя основной поставщик, но тоже не единственный. В текущей ситуации, Airbus может и рад бы найти другие источники, но где ж их быстро взять? Поэтому Airbus объявил, что ищет другие варианты, но пока контракт с Российской компанией не разрывает.

Запасы титана в мире

Титан - это легкий и очень прочный материал, который идеально подходит для авиастроения. Диоксид титана - то не самый часто встречаемый в природе материал. Ниже на гистограмме приведены страны в которых обнаружены самые большие запасы.

Гистограмма подтвержденных запасов диоксида титана
Гистограмма подтвержденных запасов диоксида титана

Больше всего титана в Китае, на втором месте идет - Украина, далее - мы. Заметьте, на гистограмме совсем нет Европы и США! В США есть титан, но там его очень мало. Но при таком распределении запасов, самым крупным производителем титана в мире является ВСМПО-Ависма.

Если станут покупать меньше у нас, значит надо купить где-то больше. Но вопрос, где? Кто готов нарастить добычу? И если говорить честно, даже во времена железного занавеса, американцы были вынуждены покупать титан именно у России. Правда делали они это не напрямую, а через третьи руки, точнее третьи страны. Титан тогда был необходим для строительства сверхзвукового самолета-разведчика Lockheed SR-71 Blackbird. С большой вероятностью СССР не продала бы металл на прямую, вот и пришлось штатам обратиться к компаниям из других стран, чтобы заполучить сверхлегкий металл.

ВСМПО-Ависма

Ависма - это компания, основную долю прибыли, которая получает с титана. Основными потребителями металла являются:

  • Россия;
  • США;
  • Европа;
  • СНГ;
  • другие страны.

На долю США и Европы приходится более 50% продукции. Титан и изделия из него используются в аэрокосмической отрасли, при производстве медицинских изделий и при создании двигателей. Диоксид титана используется как пищевая добавка, это своего рода отбеливатель.

С 2020 года выручка компании ВСМПО-Ависма и так упала, так как уменьшился спрос на самолеты, а значит и материалы необходимые для его производства. Но если посмотреть на котировки компании, но до февраля 2022 года они очень радовали инвесторов.

Котировки компании за последний год
Котировки компании за последний год

Сейчас очевидно, что спрос на самолеты упадет, а значит и титана для их производства будет нужно меньше. Но в то же время, надо понимать, что цена титана и изделий из него выросла намного меньше, чем ценник на цветные металлы. Поэтому сейчас вполне может начаться подорожание данного материала на фоне высокого спроса не на русском рынке.

После объявления решения Боинга о временном прекращении сотрудничества, а к слову, было оно достаточно плотным, Ависма сказала что будет искать новых покупателей. Интересно, а не готовится ли она продавать свой металл через третьи руки?

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией