Село Вятское в Ярославской области давно стало для меня камнем преткновения. Я всегда с опаской отношусь к таким популярным туристическим местам: ждешь чего-то волшебного, а потом разочаровываешься. Много лет наблюдая за фотографиями в разных социальных сетях, я все-таки решилась туда доехать, заранее пообещав себе никакого wow-эффекта не ждать. На всякий случай.
⠀
Вообще, глядя на фото блогеров, у меня сложился определенный образ села, и связан он был с классическим видом бань не берегу реки. Но Вятское оказалось гораздо разнообразнее. И начну, пожалуй, с живописного вида на Воскресенскую церковь 18 века.
В 18 веке в Вятском было две каменные церкви — Воскресенская 1750 года, построенная на деньги селян, и Успенская 1780 года — устроителями и прихожанами которой были местные купцы. Это происхождение сыграло роль в советский период, но об этом чуть позже.
⠀
Исследователи говорят, что архитектура Воскресенского храма очень строга для ярославской школы: здесь нет поясов с изразцами, да и вообще узорочье как будто обошло церковь стороной. Причиной тому, с большой вероятностью, может быть то, что местные вятские мастера ездили на заработки в Петербург, а потом, возвращаясь с новыми знаниями и навыками, строили уже у себя в селе.
Один из вятских мастеров в Петербурге вошел в историю как «небесный кровельщик». Слышали когда-нибудь о Петре Телушкине? Он вызвался в одиночку, без строительных лесов, за счет своей силы и ловкости провести работы на шпиле колокольни Петропавловского собора и сделал это! Нужно ли говорить, что Телушкин прославился и был принят лично государем!
В 1830 году ангел на шпиле Петропавловки был сильно поврежден во время бури. Нужен был ремонт, но деньги за это подрядчики требовали огромные. Тогда-то и появился 27-летний ярославский кровельщик Пётр Телушкин, который сказал, что все исправит и доберется до ангела без возведения специальных конструкций.
Вот цитата с diletant.media о том, как Телушкин все это провернул:
«8 октября верхолаз быстро добрался внутри шпиля по стропилам до верхнего слухового люка. Оставалось преодолеть еще около 30 м. Кровля шпиля состояла из медных листов, соединенных швами, выступавшими над поверхностью на 9 см. Для подъема необходимо было опоясать шпиль веревкой. Пётр обвязался шнуром и вылез из окна, цепляясь кончиками пальцев за вертикальные швы. Перенося весь свой вес на одну руку и раскачиваясь над бездной, он второй рукой хватался за следующий шов. Такая акробатика повторялась несколько раз, пока Телушкин не обогнул весь шпиль, волоча за собой веревку. От напряжения у него из-под ногтей выступила кровь, но дело было сделано.
На следующий день Телушкин начал восхождение и к вечеру достиг верхушки шпиля. Теперь путь к фигуре ангела преградило казавшееся непреодолимым препятствие: шпиль заканчивался большим яблоком диаметром 2,8 м. Телушкин сделал петли для ног, ослабил страховочную веревку и повис почти горизонтально земле, опираясь на поверхность шпиля лишь ступнями. Из такого положения он начал бросать вверх веревку, стараясь обвить её вокруг крепления ангела. Не с первого раза, но ему удалось сделать это. Дальнейший подъем был делом техники. Когда Пётр обнял золоченого ангела, народ внизу приветствовал верхолаза криками "Ура!"».
Телушкин ремонтировал ангела шесть недель с перерывами на непогоду, а за свой подвиг получил от Николая I пять тысяч рублей и медаль «За усердие»!
Изображение Петра Телушкина сохранилось на эскизах и картине работы Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу в 1831 году». Небесный кровельщик изображен на картине в числе 223 петербургских знаменитостей того времени, включая Пушкина и Крылова.
Такие вот люди уезжали из Вятского в Петербург на заработки, а потом возвращались обратно. Неудивительно, что село было богатейшим. И эти люди и строили храмы.
В 30-х годах 20 века обе церкви в Вятском приговорили к уничтожению. Но местные встали на защиту Воскресенской церкви. Собралась делегация, твердо решившая идти с просьбой в Москву и дойти до самого Калинина. Пошли даже подростки и дети. И ведь добрались! Просили оставить храм прихожанам, ведь был он народный, строился на народные деньги. Так Воскресенскую церковь и отстояли. Все годы советской власти она продолжала работать и сохранила свой исторический интерьер.
А вот купеческую Успенскую церковь взорвали. Со второго раза, строили-то на совесть. Пока она в руинах, но уже есть проект ее реставрации.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самые необычные места и интересные истории.
#вятское #ярославскаяобласть #история #история россии #село вятское #путешествие #путешествие на машине #путешествие по россии #интересные места #деревни и села