7. Перевоплощение Эвер в дочь Смита.
Для меня этот момент буквально олицетворяет то, почему этот сериал выделяется среди других. В начале второй серии четвёртого сезона нам показывают дочь серийного убийцы Калвертона Смита. А потом действия переносятся в квартиру Шерлока и девушка приходит к нему. Но это не дочь Смита! Это Эвер. Играет персонажа другая акртиса, непохожая на ту, которую мы видели в начале серии. Просто парик надели. Однако нам говорят, что это она, и мы даже не задумываемся, что нас обманывают. И для меня это абсолютно гениально продемонстрировать нам такую игру со зрителями. Со стороны авторов это буквально эксперимент над нашим мозгом, мышлением. Грубо говоря, нам утверждают, что белый платок чёрный, а мы отвечаем: «Да, это так».
6. Концовка третьего сезона.
Шерлок вступает в неравную схватку с Магнуссоном и проигрывает. Он вынужден убить своего противника, поскольку другого выхода у него попросту нет. И за это его отправляют из Лондона на спецзадание. (Да, он никуда не поедет, но сезон заканчивается именно таким образом).
И Шерлок прощается с Джоном Ватсоном, своим, пожалуй, единственным другом, человеком, который, по сути, научил его доверять другим. Он шутит по поводу своего имени, говоря, что оно женское, а потом рассказывает про восточный ветер. И Джон произносит такую фразу: «Это были лучшие времена». Весь смысл этой сцены для меня именно в этой фразе. Сразу думаешь о том, как они вместе расследовали преступления, жили на Бейкер-Стрит. При этом очень странно, что было не так много серий, не так много нам показывали простых расследований. Но игра актёров, грамотно написанные диалоги, да и в целом классно написанные предыдущие серии позволяют ощутить дистанцию прожитых лет. До ошибки Шерлока. Дальше это будет совсем другая история. Про последствия и расплату за свои ошибки.
5. Победа над Ирэн Адлер.
Честно, я никогда не воспринимал «ту женщину» из сериала ВВС, как Ирэн Адлер. Поскольку это просто-напросто не она. Книжная Ирэн Адлер была сообразительной и ловкой. А нам преподносят персонажа, который делает всё по указке Мориарти. Причём в книге Шерлок недооценивал её, а здесь наоборот, он считает её слишком умной и побеждает только тогда, когда понимает, что она обычная. И для меня эта сцена одна из самых крутых именно потому, что в отличие от книги Шерлок победил эту «недоИрэнАдлер».
Снято просто потрясающе. Шерлок практически проиграл. Он ошибся и готов заплатить за это. Очень крутая музыка, классная игра актёров держат в напряжении на протяжении всего действия. И в кульминации музыкальной партии после унижающих фраз Адлер, слово берёт Шерлок Холмс. Осознав, что Ирэн Адлер делала всё по указке Мориарти, он просто раздавил её, легко угадав код. И это невероятно сильная сцена.
Однако для меня всегда было непонятно, почему в дальнейшем нам показывали, что он долгое время вспоминает про неё. Это выглядит, как по мне, больше из жалости, чем от любви. Поскольку в книге это была единственная девушка, которая смогла его победить, потому что он в принципе недооценивал женщин. А здесь…Как по мне та же Молли гораздо умней.
4. Серия «Большая игра» первого сезона.
Первый сезон во многом ещё был осторожным, и авторы просто вкатывались в проект. Поэтому мы получили очень приятную первую серию, проходную вторую, а вот в третью сценаристы вложились как следует.
Помнится, это была первая серия Шерлока, которую я увидел. И меня просто поразило, насколько за этим интересно наблюдать. Шерлок в погоне за безумным злодеем-консультантом Мориарти, цена проигрыша в которой – гибель заложников. Каждая загадка по-своему интересна. И как по мне, именно в этой серии авторы начинаю играть со зрителем, поскольку расставляют свои чеховские ружья таким образом, что по идее зритель может и сам подумать, и, если захочет, то некоторые преступления он разгадает. Нас заставляют задуматься над тем, каковы моральные ориентиры Шерлока Холмса, поскольку в процессе расследования о заложниках он н едумает. Это , по его мнению, бесполезно. Нереальное напряжение в процессе разгадки истории поддельной картины и кульминация в бассейне оставляют после просмотра серии ощущение, что этот эпизод явно на порядок лучше предыдущих.
Ну и Мориарти. Очень классно был подобран актёр и вот он появился, чтобы забирать каждый кадр со своим участием.
3. Свадьба Джона.
Это одна их лучших серий в сериале. Казалось бы, авторы имели в своём распоряжении на сезон всего 3 серии. Почему бы не посвятить одну из них целиком и полностью свадьбе!!! Звучит неплохо) А получилось просто отлично. По сюжету Шерлок и Джон знакомы достаточно давно и от того, что у Шерлока «нет друзей» был пройден сложный путь к тому, что «Джон – его единственный друг». И кучу искромётного юмора связали как раз с тем, что детектив искренне старается быть хорошим шафером при том, что с его социопатией это никак не вяжется. Пожалуй загадка с гвардейцем одна из самых интересных во всём проекте. До сих пор считаю, что это очень тупое совпадение, что случайном упомянутые Шерлокм два случая мало того, что связаны, так ещё и напрямую повлияют на события, происходящие на свадьбе. Но главное не это.
Мы слушаем эти истории и никак не можем понять, зачем все это ужасы Шерлок рассказывает на празднике. А потом он, рассказывая о раненом гвардейце, Шерлок говорит: «Пока я расследовал, Джон спасал жизни». Я не раз говорил, что диалоги в сериале просто потрясающие, но этот монолог и конкретно эта фраза Шерлока выше всяких похвал.
2. Обман зрителя в серии «Безобразная невеста»
Рождественская серия говорили они, эксперимент с переносом в 19 век говорили они. Собственно да. Мы получили нулевую серию четвёртого сезона. Началась она сразу с знакомства героев, которое мы уже видели, но только теперь мы находимся в тайминге книжек. Ну ладно. И мы смотрим новое дело про казалось бы, совершившую самоубийство девушку, порешившую после своего мужа. Интересно, атмосферно, классно посмотреть на персонажей в их каноничном времени. Однако спустя значительное время нам бьют обухом по голове и дают понять, что всё это в чертогах разума Шерлока, который пытается понять, как выжил Мориарти. Да! Авторы настолько рисковые. Они сломали четвёртую стену, буквально её снесли.
Это наглейшая игра со зрителем. Сопровождённая очень интересным расследованием, невероятной по своей энергетике динамикой. Как вывод, это очень смелый шаг – замаскировать под филлерную серию непосредственную часть сюжета.
1. Смерть Шерлока.
Пожалуй, это самый гениальный сценарный момент телепроекта. Великий план Мориарти. (Да есть много теорий по поводу Мориарти и однажды я затрону эту тему, но сейчас не об этом).
Он заставил всех, в том числе и зрителя усомниться в Шерлоке, как детективе, творящим добро. Буквально раздавил его репутацию, придумал код-ключ, которого не было. Динамика! Динамика! Динамика! Этим буквально пропитана серия. Многие считаю, что она лучшая во всём сериале. Не уверен, что я согласен, но я прекрасно понимаю это мнение. И вот кульминация. Шерлок и Мориарти на крыше здания.
Мориарти переиграл Шерлока и, поняв, что только Холмс может его переубедить разрушить план по уничтожению самого же детектива, застреливается. Бах! Выхода нет. Чтобы Шерлоку не «выжгли сердце» (не убили дорогих людей), он вынужден выполнить требование и спрыгнуть с крыши. И вот они оба умирают. Как и было в этом рассказе в книге Артура Конана Дойля.
Мы увидели схватку двух величайших умов во всём её великолепии. И Мориарти бы победил, если бы умнее всё-таки не оказался Шерлок, который нашёл способ выжить, спрыгнув с крыши.
И тут я хочу сказать, что именно эта серия породила массу теорий о том, как всё было на самом деле в этой серии. Искали отсылки в книгах, словах авторов и прочее. Но самое интересное было в том, как именно выжил Шерлок. А ждать разгадки нужно было долго.
И полетели фанфики. Фанаты писали массу теорий, одна из которых была интересней другой. Их было наверное больше нескольких тысяч. А авторов было двое))) И они никак не могли вдвоём придумать разгадку лучше, чем у нескольких тысяч фанатов. В сеть утекли не так давно раскадровки изначального спасения, которое было придумано вместе с заключительной серией второго сезона. Абсолютно обычная развязка. Не гениальная. Она бы зашла, если бы люди не подняли такую шумиху вокруг этого. И пришлось думать, что делать. И угодить всем было невозможно, поэтому мы видим в первой серии третьего сезона опять же - игру со зрителем!
Нам показывают несколько решений задачки, как будто дразнят. Сценаристы буквально экранизируют эти общества фанатов в лице Андерсона и компании, которые пытаются разобраться, как выжил Шерлок. А в конце нам в лице Шерлока выкладывают «истину». Но при этом Шерлок рассказывает её Андерсону (то есть персонажу, который олицетворяет фанатов), что уже странно. Он говорит: «Ах, кругом одни критики», как будто ему вложили свои слова сценаристы проекта. А потом Андерсон говорит: «Я был бы последним, кому бы это рассказали, если бы это было правдой»
Таким образом, создатели идеально вышли сухими из воды. Показав несколько концовок, дали примерно понять, как всё было, но при этом будто бы полной правды и не сказали. Гениально.
Вся финальная серия второго сезона потрясающая и разгадка того, как выжил Шерлок, для меня стала вишенкой на этом рыбном торте.