Привет!
Меня зовут Люба. Я живу в Новосибирске и вот и уже два года я наставник.
С детства у меня были разные соприкосновения с детскими домами. Кто-то из знакомых волонтёрил там, когда-то я прочитала «Педагогическую поэму» Макаренко, где-то встречала истории о том, что детдомовцы — ужасные люди, и хотела в этом разобраться...
Тема витала в воздухе, я о ней так или иначе думала. Но волонтёрство с песнями и плясками мне казалось ненастоящим, а брать ребёнка на попечение я не собиралась — так и висела в суперпозиции.
В 2016-м году, когда я ещё жила в Белгороде, мои коллеги из «БелПрессы» сделали проект про наставничество в местном детдоме. Они поговорили с пятью воспитанниками, взяли интервью у директора о том, почему наставники важны... Где-то здесь у меня и сложилось понимание, что это то, что я искала. У меня нет детей, нет каких-то отягчающих жизненных обстоятельств, достаточно времени, сил, безумия и в то же время какого-то взрослого жизненного опыта, чтобы подружиться с подростком. Я уже было подала анкету, но на горизонте забрезжил переезд в Новосибирск, и я не стала: как можно быть наставником на расстоянии?
В первые же месяцы жизни в Новосибирске на Бердском шоссе мне попался баннер «Солнечного города», я уже осознанно заполнила анкету наставника, прошла собеседование и обучение... Но параллельно устроилась на работу, провела 2019 год, как во сне, а когда уволилась, вспомнила, что вообще-то у меня другие цели в жизни. И тогда я буквально за месяц прошла обучение второй раз, сделала необходимые справки и для меня сразу нашлась подопечная. В общем, всё сошлось.
Моей подопечной 13 лет, она обычная девчонка, насколько только можно быть обычной. Не любит ходить в школу, есть в столовке (и, кажется, вообще питается воздухом), читать и сидеть дома. Зато любит бегать по улице, гонять на велосипеде или самокате, висеть на турниках, зимой не вылезает с горок, но при этом может кучу времени провести за компьютерной или телефонной игрой. Всем вокруг нравится её характер: она не лезет на рожон, не выскочка, уважительно относится к старшим, помогает младшим, не дерётся (ну почти) с ровесниками.
В этом мы с ней похожи. Причём, дошло до меня это через год наставничества — и я в очередной раз поразилась, как психологи нашу пару составили. Ведь глядя на неё и подпинывая, мол, можно быть местами поборзее, местами, наоборот, аккуратнее, я как будто говорю это себе в свой 2003-й. Потому что только сейчас понимаю, где и в каком возрасте мне не хватило дерзости, уверенности в себе или откровенного пинка. Меня все хвалили — но теперь я понимаю, что хвалили за поведение, даже там, где оценивать надо было что-то другое. За некоторыми её решениями я вижу себя в 13 — и больше думаю о том, что делаю, как поступаю в свои 30. Это как встретиться со своей копией из другого измерения и попытаться её понять.
Я плохо помню нашу встречу, не буду врать. Помню, что я нарядилась, как взрослая тётенька, в платье (обычно в джинсах хожу), приехала из центра Новосибирска на электричке и чуть не заблудилась в холодном мартовском лесу по пути от станции. А вот сам момент встречи как-то забылся.
Зато помню, что это был четверг, и мы договорились, что следующая встреча будет в субботу. И вот ту субботу я помню хорошо. Мы дули пузыри, играли в лего, я познакомилась со всеми обитателями её комнаты... И со следующей недели объявили карантин, который продлился до июня. Поэтому наши первые беседы, основное какое-то знакомство проходило по телефону. Тут я, кстати, вспомнила своё рассуждение, что наставником на расстоянии быть нельзя, и пересмотрела это мнение.
Самый трогательный момент, наверное, случился зимой. Я поборник того, чтобы не осыпать ребёнка подарками, и что исключение — это день рождения. На мой вопрос, что хочется получить, она долго мялась и не ответила ничего внятного. Но потом в течение разговора упомянула, что было бы круто кататься на большой ледянке.
Ну я пошла в «Спортмастер». Сначала схватилась за «плюшку», но поняла, что её сразу отберут старшие, а воспитатели меня за такой подарок, мягко говоря, любить сильнее не станут. А потом увидела длинную такую ледянку из вспененного материала на пластиковой подложке. В детстве я бы сама такую затёрла до дыр. Я выбрала какой-то крутой (на мой подростковый взгляд) рисунок, налепила подарочный бантик, приклеила к этой ледянке пакет с весёлой новогодней футболкой, докинула туда шоколадок и приехала поздравлять.
Вообще к ней в этой день должны были приехать родственники, поэтому мы договорились, что я приеду на следующий день. Но мне показалось, что ничего страшного, если я явлюсь именно в 13-летие. И я не ошиблась: семья приехать не смогла, и уже в середине дня все забыли, что сегодня праздник. И тут вхожу я. Она увидела эту ледянку, схватила её и убежала — было слышно только как шаги отдаляются. Потом пауза, приближающиеся шаги, она вернулась и говорит: «СПАСИБО! Привет!» То есть, она настолько была рада, что ей голову снесло, она даже не поздоровалась :) И мы пошли на горку, и до синих ногтей катались с горы.
Я уже сказала, что чем дольше идёт наставничество, тем больше я вижу в своей подопечной себя. И это повод не на неё злиться, обижаться, переживать — а повод о себе подумать, об источнике своего поведения. Я стараюсь не переносить на неё своих тараканов во время встреч и созвонов, но как только наш разговор заканчивается, у меня активно начинает работать голова.
Как ей объяснить, почему крутая тачка — это не лучшая тачка? Как показать, кто себя ведёт подло, и с кем лучше дела не иметь? Как передать какой-то свой опыт не назидательным тоном, а как историю кого-то постороннего, чтобы это было поучительно, но не стало единственной инструкцией к действию?
Я стала больше читать, углубляться в подростковую и детскую психологию, не пропускаю супервизии и стала работать с терапевтом. Как правильно подметил один из наставников, если к терапевту не идёшь ты, пойдут твои дети. И хоть это не мой ребёнок, а моя подружка, не хотелось бы нанести ей какую-то травму или дать какую-то установку, с которой ей в 30 придётся со слезами разбираться.
А ещё я поняла, что стала наставником не только из личных побуждений. Есть куча вещей, которые я делаю как первопроходец — до меня в моём окружении этого ни у кого не случалось. И вот с наставничеством тоже так. Я, может, и не лучший наставник.
Но точно знаю, что мой пример вдохновит людей, которые созданы для этой роли. Я уже вижу, как они повернули в эту сторону носы и с любопытством присматриваются. Надеюсь, они, как я два года назад, отложат все дела, заполнят анкеты и придут в наставничество. У моей подопечной ещё много друзей, которым не хватает значимого взрослого.
Проект "Наставничество" сейчас реализуется в 20 регионах России. Чтобы стать наставником для подростка из детского дома заполните анкету на сайте nastavnichestvo.org
#ассоциацияпроектовнаставничество #проектнаставничество #волонтер #волонтерство