Сегодняшняя ситуация напоминает чем-то освободительный поход Красной Армии на Западную Украину и Белоруссию.
Но сразу заметна принципиальная разница: военные успехи никак не соответствуют проигрышам в информационной войне…
Вспомните кинохронику, фотографии, зарисовки и картины тех лет – танк, а с его брони раздают газеты. Летит самолёт, и сбрасывает не бомбы, а листовки. Передвижная фронтовая типография на полуторке – и маленький ротатор в открытом кузове, рулон бумаги на глазах превращается в газету-многотиражку, за которой тянутся десятки рук местного населения.
А где сегодня «второй эшелон», где военные и гражданские журналисты, где информационные средства армии – громкоговорящие установки, вещательные радиостанции, передатчики и ретрансляторы телевизионного сигнала? Мощные громкоговорители – «голос неба» – могут размещаться на привязных аэростатах, причём сам аэростат может быть очень высоко, а громкоговоритель на малой высоте на длинном фале.
Отступая, нацисты разрушают инфраструктуру, оставляют людей без электричества – значит, без электронных средств доступа к информации.
Но ведь это то самое преимущество, которое предоставляется России!
Надо, чтобы освобождённые – а тем более находящиеся под оккупацией нацистов города и посёлки должны засыпаться – именно ЗАСЫПАТЬСЯ, как снегом, миллионами листовок, прокламаций, флаеров-самоклеек. Там, где рушат или глушат электронные СМИ, слово печатное приобретает особенное значение. И более того – слово произнесенное растворяется в воздухе, а написанное пером не вырубишь топором, листовки можно наклеивать на стены, передавать знакомым и незнакомым.
Количество создаст безопасность людям – если за одну найденную листовку бандеровцы могут убивать, то если вся улица завалена листовками, убийство теряет смысл.
Что касается содержания, или, как теперь говорят, контента, то можно выделить такие основные группы:
1. Пояснение задач и целей операции: повторение – мать учения, повторять, повторять, повторять вежливо и убедительно, на русском и украинском языке. Обязательно цитировать слова одного из идеологов украинского нацизма Черновола: даже он считал, что Украина должна быть федерацией.
2. Достоверная информация о положении на фронте, разоблачение фейков.
3. Советы мирному населению – как себя вести, куда обращаться, чего остерегаться – в условиях при бандеровской власти и после освобождения.
4. Обращения к солдатам ВСУ – убеждение сложить оружие и практические советы, как сделать это безопасно и не рискуя своими родственниками; разъяснение, как к ним относятся на российской стороне, что им гарантируется после того, как они сложат оружие.
5. Карикатуры, анекдоты, фельетоны, высмеивающие тупость и злобность нацистов.
6. Факты, аргументы, логические построения для победы в спорах с нацистами или колеблющимися.
7. Особое внимание – учащейся молодёжи. Опровержение лжи из учебников, подсказки, как простыми вопросами посадить в лужу учителя-нациста – это же извечное школьное удовольствие!
Наверное, опыт покажет, какая тематика и какие жанры будут наиболее действенными, но будем помнить, что работа советских журналистов, писателей и художников в годы Великой Отечественной войны была не менее важна, чем боевые действия. И этот опыт надо использовать!
Более того – значительная часть контента будет «долгоиграющей», она будет актуальна на весь период денацификации Украины. А это задача на годы вперёд и она будет решаться именно словом, а не оружием.