Сергей Васильевич Трикачев
Поскольку часть моей жизни была авиационной, из памяти вышли некоторые эпизоды, касающиеся совместной работы с женщинами пилотами, с кем пришлось общаться по нескольку лет. Так же встречаться на учебе и в разное время, в разных местах просто наблюдать за их работой.
Мы же прекрасно помним по Мысу Каменному наших пилотов: Ольгу Борисенко-Акимову, Катю Добродомову, летавших вторыми пилотами на самолете Ан-2, на равных с "зубрами " Полярной Авиации, которые продолжили свою лётную карьеру.
Ольга Борисенко на вертолете Ми-8 в Сургуте, наверное, выработав свой человеческий ресурс и крайний раз, мы виделись и общались с ней на встрече летного состава в Тюмени в уже далеком 2012 году, когда нас слетелось со всей страны более 70 человек.
Екатерина в свое время ушла в Салехард на должность второго пилота Як-40 и для многих следы её подзатерялись. Были наслышаны и о бортрадисте Тамаре Афанасьевой летавшей на самолетах Ан-2 и Ли-2, а позднее на вертолетах Ми-4, наверное, еще в Полярной авиации. Позднее она летала штурманом на самолетах Ан-26, Ту-134 и Ту-154 в Тюменском аэропорту Рощино.
А в АТБ Каменской эскадрильи работало много женщин в ПДО /Производственно Диспетчерский Отдел/, диспетчера смен, в лабораториях и на лютом морозе мойщиками самолетов и вертолетов, заправщиками авиатехники.
В 1977 году мы авиатехники пришедшие утром на работу увидели двух девушек, стоящих около кабинета начальника АТБ. Сразу провели "разведку". Как оказалось, что это выпускницы авиационного техникума Министерства Авиационной Промышленности, направленные на работу в Мыс Каменный. Еще крайне удивились, кем же они смогут работать по эксплуатации техники? Все-таки, мы выпускались техниками-механиками по эксплуатации самолетов и вертолетов. А они были техниками-технологами. Видимо после собеседования с нашими начальниками им дали заключение, что специалисты данной квалификации не требуются в предприятии и через некоторое время они покинули территорию аэропорта.
Помнится из разговоров, что сменным инженером на самолетах Ан-2 работала Стемасова Алевтина Николаевна, жена начальника АТБ, с которой я крайний раз общался в Новом Уренгое, когда Евгений Михайлович возглавил Объединённый авиаотряд в 1984 году. Тогда же он подписал мне рапорт на перевод в Новый Уренгой, только и спросив: - Сережа, а кто у тебя жена по профессии ???
Я ответил: -Врач
— Вот она то и получит в Уренгое жильё, а у меня его попросту нет в наличии!"
Вот так по жизни и происходили наши неожиданные рабочие встречи.
В нашей памяти Ирина Горячева - начальник штаба летного отряда, много лет работающая с летным составом. Врач летного отряда - Галина Смирнова, отдавшая много сил в поддержании пилотов в хорошей летной форме, профессионал высочайшего уровня. Валентина Тюпина - начальник отдела кадров.
Да разве можно не упомянуть и рядовых тружеников работников ГСМ в любую погоду стоя на качающихся от ветра стремянках выполняли свои обязанности. Которым можно было доверять контроль количество заправляемого топлива согласно заявленном экипажем.
Буряк Екатерина, у которой два сына стали пилотами самолетов и вертолетов, а дочь инженером аэродромной службы.
Мойщиц самолетов и вертолетов Баландиной Любы и многих других. Осознающих ответственность за порученное дело. Да разве перечислишь всех женщин подчиненных единому ритму жизни и работы аэропорта. Когда коллектив, это единое целое его большого организма.
Даже в небе над Ямалом иногда "нарывались " на помощь с высотника, когда просили продублировать вылет или продолжения работы по буровым и в эфире раздавался женский голос с большого лайнера: "Доброй утро! Ну давай "маленький", передавай, поможем тебе со связью с Огненным! " или по другому тексту. Ну конечно такое утро будет "Добрым", а как иначе, ведь его пожелала пилот или штурман высотника!
В 70 -х годах в эфире над Ямалом, звучал голос Данильченко Любови второго пилота вертолета Ми-4. Позднее, в 90- е годы на полярных широтах многие слышали голос каменских пилотесс, в частности пилота самолета Ан-2, Раисы Цапенко.
Году в 1982 я был старшиной группы бортмехаников, в которой с нами на повышении квалификации в УТО-19 города Тюмени была единственная женщина-бортмеханик в России - Кошиль Людмила. Она начинала техником вертолета Ми-4, затем летала бортмехаником на Ми-4, Ми-8. Мне тогда повезло, в обязанности старшины входило получение и сдача классного журнала в учебную часть заведения. А я не всегда мог это сделать ввиду отсутствия на занятиях по личным причинам. И Люба, как человек очень ответственный делала это по моей просьбе. Позднее она освоила вертолет Ми-26, на котором женским экипажем в КБ М.Миля после лётчиков испытателей было установлено 9 женских мировых рекордов по подъему груза на высоту. В составе этого экипажа в качестве бортинженера была Людмила Кошиль. Экипаж занесён в книгу "История Отечественной авиации"
Впервые, при полетах в Ноябрьск в далеком 1981 году услышал женский голос в эфире при радиообмене. Тогда мой командир Анатолий Беловин, сказал: - Это Инна Копец, командир вертолета, с Мячиково.
А в 1984 году уже пришлось общаться в живую в Ноябрьске на вертодроме. Знаменитая во всем Аэрофлоте командир Ми-8 Копец Инна Андреевна много лет работала на Крайнем севере от Мячковского отряда. От Мегиона и Нижневартовска, практически по всей Тюменской губернии. Обладатель действующего мирового рекорда Международной авиационной федерации: скорость по замкнутому маршруту 2000 км без груза на турбовинтовом вертолёте класса E-1 — 235,12 км/час. В составе женских экипажей командиром которых она была, установила на вертолетах Ми-1, Ми-8, Ми-26, 15 мировых рекордов, многие из которых не побиты до сих пор.
По сей день продолжает трудиться командиром Ми-8 Галина Сапова, воспитывающего себе смену второго пилота Татьяну Битюгину, похоже мою землячку из Екатеринбурга, отлетавшую уже более 2 000 часов вторым пилотом. С Галиной нас связывает общее знакомство с её одногруппниками вертолетчиками Ноябрьска и Стрижевого.
И все-таки, возвращаясь к Ольге Борисенко-Акимовой, её авиационной семье, практически целой династии пилотов, в которой дочь Ольга - пилот большого корабля Ту-204 и внучка Ульяна пошла по стопам деда и бабушки и своих родителей.
В конце этого повествования, задался вопросом? А сколько же женщин пилотов сейчас в Гражданской авиации? И выяснил, что в настоящее время работает в разных должностях более тридцати человек. Сейчас в России — 30 женщин-пилотов. В самой крупной компании России «Аэрофлот» — 20 пилотесс, 5 из них – командиры воздушных судов (КВС).
Так что всех женщин-авиаторов коих очень много в сообществе Авиакомпаний вне зависимости от должности с Праздником 8 - Марта и наилучшие пожелания! КТО РАБОТАЕТ, ПЛОДОТВОРНОГО ТРУДА, А УШЕДШИМ НА ОТДЫХ, ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ!!!