«Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти» Эдгар По.
Из-за большой плотности населения в Азии и увеличение мобильности населения приводит к увеличению количества легковых автомобилей (ЛА). Уже сегодня в Азии выпускается легковых автомобилей больше чем в Европе и Северной Америке вместе взятой. В Китае произошла революция на транспорте и население массово пересаживается с велосипеда на легковые автомобили. Европейские туристы изумляются огромным стихийным "кладбищам велосипедов" в Китае.
С увеличением количества ЛА транспортные сети не будут справляются и местные власти будут вынуждены ограничивать использование ЛА. Ограничивать использование ЛА будут разными путями. Один из способов ограничить движение ЛА на дорогах, сделать эксплуатацию ЛА очень дорогим удовольствием, путем увеличения налогов, стоимости топлива (зарядки электроэнергией). Правительства стран Азии будут делать всё, чтобы для населения иметь собственные ЛА было очень дорого. При этом доступность ЛТ и главное удобство их использования увеличиваться. Это скоро приведёт в Азии к очередной революции на транспорте, владельцы ЛА (особенно старых) будут вынуждены пересаживаться на общественный транспорт и ЛТ. Далее, уже сейчас в некоторых странах (в частности в России) вводится утилизационный сбор на продаваемые ЛА и скоро он может вырасти и очень значительно. Чтобы купить новый ЛА, нужно будет сдать старый ЛА. Европейские туристы опять будут изумляться огромным, хочется надеется организованным "кладбищам ЛА" в Китае и других странах Азии.
При ограничении передвижения населения на ЛА, резко возрастёт нагрузка на пассажирский транспорт (ПТ). Пропускная способность городских улиц (автодорог) для работы ПТ (автобуса, троллейбуса и пр.) также имеет ограничения. Один из способов увеличения мобильности населения в сочетании с ПТ, при ограничениях движения ЛА — это использование Лёгкого Транспорта. Лёгкий Транспорт (ЛТ) это велосипеды, самокаты,электрические самокаты, электроскутеры, скейтборды, лонгборды, гироскутеры, твистборды и прочие, с электроприводом или без него, обязательно без ДВС.
Лёгкий Транспорт (ЛТ).
Согласно статистике, около 40% городских поездок на ЛА совершается на расстояния менее 5 (пяти) километров, поэтому использование ЛТ вполне может послужить адекватной заменой в таких случаях. Часть автомобилистов могут пересесть на ЛТ, соответственно пробок на дорогах города станет значительно меньше. ЛТ не требует специальных парковочных мест - вы можете оставить ЛТ там, где захотите. Пользователи сервиса находят ЛТ с помощью мобильного приложения, которое также предоставляет доступ к нему.
ЛТ будут становится легкими, компактными и складываться (в сложенном виде помещается в рюкзак или чемодан). Соответственно хранить сложенный ЛТ можно будет даже в самой компактной квартире. ЛТ будут разные: разборные помещающееся в чемодан или удобный рюкзак, стоячие-компактные, сидячие-универсальные, полулежащие-комфортные и специализированные для дальних расстояний, двухместные и более мест, прицепы для ЛТ, ЛТ с большой грузоподъёмностью и пр.
ЛТ это не обязательно Индивидуальное Средство Передвижения. С развитием велодорожек (ВД) появятся двух и трех местные ЛТ, такие современные пассажирские и грузовые «рикши». Конечно, многоместные или грузовые ЛТ могут передвигаться только по выделенным ВД с двумя и более количеством полос, по обычным тротуарам только с большой осторожность и скоростью до 5 км/час.
Зима в России (тем более в Сибири) - это еще то событие. Скажите мне - зимой передвигаться на самокате или велосипеде, это смешно. Тем не менее. Электромобили уже сейчас могут эксплуатироваться зимой (подогрев АКБ), при тёплой стоянке вообще не проблема. На морозе будет уменьшаться дальность, при соответствующей ИНФ (теплая стоянка, наличие большого количества зарядок, аренда и замена АКБ) это не проблема. Тёплая закрытая стоянка на 100 ЛТ это намного меньше тёплой стоянки на 100 электромобилей, да и зарядные устройства другие. Ехать на ЛТ зимой, почему бы и нет, только надо переобуть колеса (поставить зимние с шипами). В деревнях и малых городах по всей России народ не такой богатый как в столичных городах, передвигаются пешком или на велосипеде. Как сказал управдом из известного фильма: «Наши люди в булочную на такси не ездят!». В любые случаи - лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Использование ЛТ.
На ЛТ легко можно объехать любые пробки. Можно легко и комфортно преодолевать большие расстояния (до 20 км, в зависимости от модели). Заряжается от обычной розетки. Для того, чтобы зарядить ЛТ, нужна обыкновенная розетка, в среднем, аккумулятор полностью заряжается примерно за 6 часов.
Все учебные заведения школа, колледж, ВУЗ и прочие, будет иметь свой МФС (Многофункциональная Столовая) и свой парк ЛТ для своих студентов, для быстрого перемещения из корпуса в корпус (общежитие, учебный корпус, столовую, спортивный центр, развлекательный центр и пр.) и даже возможно внутри корпусов. Соответственно корпуса ВУЗа будут иметь ИНФ для ЛТ (теплые стоянки для ЛТ, зарядные устройства и пр.). На этих ЛТ студенты, при необходимости, могут передвигаться и вне ВУЗа, например, по городу. Это будет пропагандировать у молодежи чистую экологию и сам транспорт ЛТ.
Сегодня пожилые люди ходят в магазин с тележками для облегчения переноски покупок. Со временем такие тележки будут электрические и будут возить не только покупки, но и своих хозяев. Для этого нужна будет соответствующая ИНФ в магазинах (без порогового проезда в магазин и через кассу на ЛТ), рынках, транспорте, домах (крыльцо с пандусом и подход к лифту), тротуары без перепада высот. В каждом доме (подъезде) будет находится общая теплая стоянка ЛТ (разных типов). За определённую плату можно будет ими воспользоваться. Молодые и пожилые люди будут использовать разные типы ЛТ, пользоваться одой и той же ИНФ и на ВД будет происходить встреча разных поколений.
Возможно, в отделениях социальной защите будут бесплатно предлагать и выдавать ЛТ для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями, в зависимости от состояния здоровья. Мобильность таких людей вырастит в разы, сделав их активными участниками жизни общества.
Появятся супермаркеты, специализирующие на самообслуживании покупателей на ЛТ, они будут иметь большую площадь (проезд на километр для покупателя на ЛТ не проблема), с широкими проходами, с большим количеством различных услуг “не сходя с ЛТ” (от покупки продуктов, питания в столовой до технического обслуживания ЛТ). Самоходные управляемые тележки для транспортировки большого количества купленного товара в специальном супермаркете будут предоставляться бесплатно (только бы больше покупали), заодно покупателю можно производить зарядку АКБ своего ЛТ. Супермаркетам придётся конкурировать с интернет-магазинами (доставка товаров на дом), поэтому супермаркеты будут расширять свои услуги до стандарта МФС (Многофункциональная Столовая) в виде столовой, спортивных, культурно-развлекательных центров и прочей ИНФ. В таких супермаркетах можно будут передвигаться на ЛТ, взяв в аренду за небольшую плату как сегодня пользуются покупательскими тележками для продуктов. Также супермаркеты будут предоставлять в аренду ЛТ для доставки купленных товаров до дома. На арендованном ЛТ можно будет объехать весь магазин, совершить покупки и на нем же доехать до дома. Супермаркет при необходимости сам доставит ЛТ обратно. Арендой фирменных ЛТ по минимальным ценам, супермаркеты будет формировать свою сеть лояльных покупателей и это один из способов повысить общую прибыль, в том числе за счёт аренды ЛТ.
Автомобили (электромобили) и автобусы (электробусы) будут изготовляться с учетом перевозки пассажиров с ЛТ. Личные автомобили покупатели будут выбирать с учетом того каким ЛТ он будет пользоваться. Будут производятся авто-трансформеры, при минимальных переделка можно транспортировать любой по габариту и весу ЛТ. Автобусы (электробусы) будут иметь специальные площадки (городские) или багажник отсеки (межгород) для транспортировать ЛТ. Конечно это произойдёт не сегодня, но тенденцию уже можно увидеть и готовиться уже сейчас, особенно это касается ИНФ. Специальные такси будут иметь место с фиксаторами для не сложенного ЛТ.
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ПТ).
Основной целью ПТ является максимально возможное удовлетворение потребностей жителей в транспортной услуге при минимально возможных затратах транспортного предприятия (затратах времени, труда и средств.), максимальной безопасности и надежности для пассажиров. Городской ПТ обеспечивает значительные пассажиропотоки на ограниченных городских территориях, имеет лучшие, чем легковые автомобили (ЛА), параметры безопасности движения и экологии (особенно городской электротранспорт). Территориальное развитие городов во все времена их истории определялось прежде всего скоростными характеристиками массовых внутригородских передвижений.
На определенном этапе развития существующая транспортная система не справляется потребностями города, не по количеству, не по скорости перевозки пассажиров. Для развития транспортных сетей необходимо:
- опережающее развитие систем городского ПТ, как альтернативы росту числа личных автомобилей;
- применение логистических принципов при развитии ПТ, его технологической «стыковки» с другими видами городского общественного транспорта в Транспортно Пересадочные Узлы (ТПУ) – электричка, автобус, троллейбус, маршрутные такси и пр.
Для сбалансированного устойчивого развития города необходим системный подход к развитию городских и пригородных транспортных сетей с увязкой движения всех видов транспорта, велосипедных и пешеходных маршрутов. Транспортные сети в процессе функционирования и развития требуют больших капитальных затрат, поэтому развитие транспортной сети требует точного прогнозирования градостроения на длительный период времени.
Неправильное прогнозирование транспортной сети приводит в некоторых городах к отмене части маршрутов, прежде всего социальных и снижению качества транспортного обслуживания населения, соответственно снижению КЖН (Качества Жизни Населения).
Транспортно Пересадочные Узлы (ТПУ).
Большое значение для удобства пассажиров (особенно пассажиров с ЛТ) имеет стыковка железных дорог с другими видами транспорта, в частности с трамваем и автобусом. Общественный транспорт будет собирать пассажиров в жилых кварталах и везти их к остановкам ЭЛК или на специально оборудованные в т. ч. для ЛТ Транспортно Пересадочные Узлы (ТПУ). Личный ЛА водитель из пригорода ставит на парковку в ближайшем ТПУ и на общественном транспорте или на ЛТ добирается до нужного места в городе, это позволит значительно разгрузить город.
При должных финансовых вложениях все ЖД станции и платформы могут стать ТПУ. ТПУ это максимальный набор удобств, значительно уменьшит потерю комфорта и времени при пересадке с одного транспорта в другой. От ТПУ и остановок ПТ в нужных направлениях будут идти выделенные ВД. При пользовании общественным ПТ (ЭЛК, автобус и пр.) будет некоторая потеря комфорта (пересадка, разные виды транспорта и пр.), но можно будет сэкономить время и деньги.
Электричка (ЭЛК).
Сегодняшняя структура перевозок и пассажирооборота показывает, что доминирующим видом городского пассажирского транспорта в стране является автобус, занимающий в общем объеме внутригородских перевозок и пассажирообороте соответственно 58% и 54%. Перевозчики по всей стране говорят о низкой рентабельности автобусов. Они считают, что покупка новых вместительных автобусов за 8–12 млн рублей не окупится без господдержки или повышения тарифов на проезд. Ни с тем ни с другим власти в большинстве субъектов не торопятся. В то же время по статистике, два самых эффективных и рентабельных вида общественного транспорта в мегаполисе: метро и электричка. Не зря в Европе развивают железнодорожные перевозки, они считаются самыми рентабельными. МЕТРО это очень дорогой вид транспорта. Строить МЕТРО имеет смысл только в городах с населением свыше 5 млн. жителей, историческом центре или в густо населенных районах.
Электрички (ЭЛК) вид транспорта отличается относительно низкой себестоимостью, большой пропускной способностью и высокими скоростями сообщения. ЭЛК экологичны и надежны, что особенно важно для агломераций и мегаполисов. ЭЛК также не зависят от пробок (в отличие от тех же автобусов и маршруток) и ходят по расписанию. На ЭЛК всегда можно спрогнозировать время точное время поездки, это самый надежный транспорт для пригородов, не зависящий от капризов погоды. Электричка — лучший вариант для связи пригородов с деловым центром или районов, находящихся далеко друг от друга. Ни маршрутки, ни автобусы заменить ЭЛК не могут. За час одна железнодорожная ветка может перевозит в девять раз больше пассажиров, по сравнению с одним автобусным маршрутом. ЭЛК должны ходить через фиксированные промежутки времени (каждые 10−15 минут), в час пик и того чаще. ЭКЛ не просто привозят людей в центр, они могут связать противоположные районы пригородов. На ЭЛК можно сесть в одном конце города и, миновав центр, выехать с другой стороны.
Взаимодействие ЭЛК с Лёгким Транспортом (ЛТ).
В будущем, самым массовым средством передвижения будет ЛТ. Но у ЛТ имеются ограничения по скорости и расстоянию (до 20 км, в зависимости от модели), также имеется зависимость от наличия велодорожки (ВД) и погодных условий.
Для более эффективных перевозок пассажиров все виды транспорта должны интегрироваться в единую транспортную систему, дополняя друг друга. Только городские и пригородные ЭЛК в полной мере могут обеспечить массовые комфортные перевозки пассажиров с ЛТ на дальние расстояния из пригородов в город и по городу. При развитом ЭЛК транспорте и наличии ВД можно значительно изменить схему пассажиропотока по городу и из пригородов в город. ЭЛК будет основным видом транспорта для передвижения пассажиров с ЛТ, трамваи уже в меньшей степени, автобусы и другой общественный транспорт на «подхвате», ввиду ограничения пространства для ЛТ.
Сочетание ЭЛК и ЛТ создает новый современный экологически чистый вид массового перемещения населения из пригородов в город (между городами) и по территории города, который может перевести «от дверей до дверей» с оптимальным соотношением «экология-стоимость-качество».
ЭЛК и ЛТ будут взаимно дополнять друг друга. ЭЛК это комфортные, быстрые и массовые перевозки пассажиров (в том числе массовые перевозки пассажиров с ЛТ) на большие расстояния, не зависит от погоды, но не может доставить «до дверей дома». ЛТ транспорт для перемещения с относительно небольшой скоростью на относительно небольшие расстояние, способный доставить «до двери» и даже по помещению (дома, супермаркета, лифту), но зависящий от погоды. ЛТ является самым оптимальным и единственным транспортом “последнего километра и даже метра”.
Никто не собирается разрушать традиционную схему пассажиропотока. Но по предварительным подсчетам, использование ЭЛК для пассажирских перевозок в городе позволит на 10−12% разгрузить городскую транспортную систему. Сочетание использования ЛТ и ЭЛК может разгрузить городскую транспортную систему на 20-30% с увеличением в будущем до 50%.
Одна из основных характеристик ПТ - быстрая комфортная посадка и высадка пассажиров, особенно для пассажиров на ЛТ. Для этого ПТ и ИНФ города должны быть «без пороговыми». Для перевозки ЛТ в ЭЛК, необходимо изготовить специальные вагоны. Специальные низкопольные вагоны для ЛТ – это вагоны с площадкой во весь вагон и с фиксаторами для закрепления ЛТ, с более широкими дверьми и ограниченным количеством сидящих мест. Высота перрона пассажирской платформы должна быть на одном уровне с полом вагонов ЭЛК для быстрого и безопасного входа и выхода с ЛТ, как в МЕТРО.
Конечно, далеко не все пассажиры будут пользоваться ЛТ, поэтому в ЭЛК большая часть низкопольных вагонов должна быть иметь стандартное количество сидячих мест и относительно небольшой площадкой для ЛТ. Первое время в ЭЛК будет не более 1-2 специальных вагонов для ЛТ. При увеличении количества пассажиров с ЛТ количество специальных вагонов будет увеличиваться. Альтернатива – каждые два пассажира с ЛТ в вагоне ЭКЛ или на ВД города равны одному легковому автомобилю на а/д (в пробках!) и стоянках города.
В крупных городах, самый эффективный вид транспорта после ЭЛК, способный перевезти большое количество пассажиров с ЛТ является трамвай. Современный скоростной трамвай это низкопольные вагоны (2 и больше): обычный вагон с стандартным количеством сидячих мест, с относительно небольшой площадкой для ЛТ и специальный вагон для пассажиров с ЛТ. Низкопольные трамваи по возможности должны отвечать ЖД стандартам по высоте пола, для удобной стыковки с ЭЛК. Остальные виды транспорта (автобусы и троллейбусы и пр.) должны иметь большую накопительную площадку для ЛТ. В результате развития ЛТ второе рождение получат такие современные виды транспорта как ЭЛК и трамваи.
ЭКОЛОГИЯ.
Защита окружающей среды в России — это не модный современный тренд, а суровая необходимость. Воздух в крупных городах России один из самых грязных в мире, большая доля в загрязнении воздуха принадлежит транспорту.
ЭЛК, трамваи и ЛТ (электросамокаты, велосипеды и пр.) совсем не выделяют вредные вещества в атмосферу, являются полностью экологичным транспортом. Выделенные велодорожки (ВД) для ЛТ, трамвайные и ЖД линии, создают в городе Экологически Чистую Транспортную Сеть (ЭЧТС). В рамках ЭЧТС будет расширятся ЖД для пригородных ЭЛК, будет расширятся Сеть Велосипедных Дорожек, будут строиться соответствующие тротуары (без бордюрных стыков) для ЛТ, подходы к магазинам, кинотеатрам и пр. Предлагаем пример планирования развития Сети Велосипедных Дорожек в г. Красноярске здесь. Строители будут вынуждены строить для ЛТ пандусы, без пороговые двери, оборудоваться стоянки, выделять место для паркинга и пр. ЭЧТС (Экологическую Чистую Транспортную Сеть) это современное альтернативное направление развития транспортной сети города и главное - на значительное повышение КЖН (Качества Жизни Населения). Опыт ЭЧТС можно распространить по всей стране, особенно он будет востребованных в южных городах России.
Необязательно ЭЧТС вводить сразу, допустим в режиме «черного неба» ввести временные ограничения на проезд автомобилей (с ДВС) с четными номерами, в нечетные числа календаря соответственно нечетные номера. Данные ограничения будут способствовать строительству экологически чистой ИНФ (ЖД и трамвайные линии, ТПУ), некоторые элементы ЭЧТС будут строить частники (ВД к супермаркету, ЛТ паркинги и пр.). Соответственно строительство ЭЧТС будет способствовать закупкам низкопольных ЭЛК и трамваев, продажам ЛТ и пр.
ЭЧТС значительно более функциональна (пассажирские и грузовые перевозки), с довольно большими начальными затратами на строительство ИНФ, но её эксплуатация будет значительно дешевле чем электробусов. В любом случаи, при работе ЭЧТС электробусов (троллейбусов) или автобусов понадобиться значительно меньше. В Москве такую сеть построить уже невозможно, но в других городах России даже очень.
Для развития ЭЧТС сократить в городе санитарную зону ЖД в городе, соответственно построить на месте этой зоны современную инфраструктуру (ТПУ, ВД, паркинги и пр.). Передать санитарную зону ЖД в совместное пользование администрации региона для строительства ИНФ. Пригородная и городская ЖД ИНФ станет интенсивно развивается администрациями края (области), города и главное – станет очень интересна частным инвесторам. Предлагаем пример планирования пригородного ЖД в г. Красноярска здесь.
Чистая экология и ЭЧТС будет способствовать развитию внутреннего и международного туризма. Можно сколько угодно говорить про экологию, защиту окружающей среды, если власти — это не выгодно, то будет много говорильни и мало конкретных результатов. В случаи развития туризма город получит большие федеральные и частные инвестиции, но при условии защиты окружающей среды (кто же будет развивать туризм в экологически не благополучном городе). Местные власти станут очень строго следить за экологией, вкладывать большие средства в защиту и мониторинг окружающей среды. Штрафы будут большими и направленны именно на профилактику и ликвидацию ущерба окружающей среды. В частности, власти будут заинтересованы в уменьшении использования ЛА и увеличении передвижении пассажиров на ПТ. Все борцы за окружающую среду должны быть очень заинтересованными в развитии туризма, особенно международного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Строительство ЖД в России это очень дорогое удовольствие и имеющие стратегические значение для государства, особенно в густонаселенных местах. Имея информацию о строительстве ЖД в будущем, можно планировать (или предлагать государству и местным властям) строительство ТПУ и формирование остальной транспортной ИНФ города и региона – трамвайные линии, ВД, автобусные маршруты, и пр.
Новые возможности для полноценной жизни получат люди с ограниченными возможностями. ЭЧТС будет отвечать требованиям ГОСТа по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам ИНФ.
В будущем, такие густо населенные страны-регионы как Европа, Китай, Индия и прочие к 2050 году перейдут на ЭЧТС и весь мир будет вынужден под них подстраиваться. Вдруг выяснится, что и в России можно и даже выгодно эксплуатировать ЭЧТС (с ЛТ), и даже зимой. Зимний вариант ЛТ нам будет предлагать (продавать) Китай, Индия или какая-нибудь европейская страна.
Сегодня еще Россия может стать лидером по строительству ЭЧТС, хотя в силу холодного климата будут трудности в её реализации и первое время она будет использоваться не в полную силу, в основном в тёплое время.