В нашей стране как-то так принято, что 8 марта и 23 февраля — исключительно российские праздники, аналогов которым в мире просто нет. А между тем во Вьетнами и по сей день отмечают праздник храма сестер Чынг, который можно назвать удивительной комбинацией обоих этих торжеств.
А дело все в том, что эти сестры — национальные героини, которые несмотря на свою хрупкость и принадлежность к "слабому полу" отчаянно защищали свои земли, выступая против захватчиков из Китая. Они — вдохновительницы, сильные фигуры и просто исторические личности во Вьетнаме, чей подвиг не могут забыть вот уже 2 тысячи дет.
Впрочем, чтобы понять масштаб происходящего, надо окунуться в первый век нашей эры — время, когда намвьетская земля активно заселялась китайцами. Фактически, более сильные и развитые в плане военных технологий ханьцы попросту поглощали территории, принадлежащие современному Вьетнаму, порабощая народ и приучая их к своей, чужеродной для намвьетов, культуре.
На протяжении двух веков намвьеты не могли противостоять им: сильных и волевых мужчин казнили, слабые боялись поднять голову, а женщин китайцы за людей не считали — казалось, что ситуация и правда безнадежная. Но в 39 году нашей эры началось восстание. Начал его молодой Тхи Шать, который не сильно-то продвинулся в своей революции. Освободить вьетов ему не удалось, зато накликать беду на свою голову — вышло. В назидание всем освободителям и революционерам мужчину казнили.
Однако его жена, Чак, решила продолжить его дело и отомстить за любимого. В этом ей помогла ее сестра — Ни. И кажется, что женщины во главе армии — это какой-то сюрреализм, но девочки не были простыми крестьянками, они выходили из богатой и знатной семьи военных, поэтому о премудростях войны знали много. И эти знания они активно использовали на практике.
Так, собрав армию, состоящую преимущественно из женщин, девушки двинулась на китайцев, завоевавших их деревню. И им удалось одержать победу. Тогда, воодушевленные своим успехом, они пошли дальше. К ним присоединялись и женщины, и оставшиеся мужчины — их армия росла день ото дня и активно отбивала земли назад.
И вот, вернув под свой контроль 65 городов, девушки фактически основали свое собственное "государство-сопротивление" — Линьнам. Надо сделать оговорку: Линьнам являлся лишь частью земли намвьетов, но на тот момент он полностью перешел под контроль сестер, поэтому его отчасти можно считать самостоятельной единицей. Там-то они и стали не только королевами, но и полководцами своей собственной армии. Передвигаясь на белых слонах в ярких желтых и красных одеждах, они воодушевляли народ, на своей примере показывая — сопротивляться недругу не только можно, но и нужно.
Увы, долго удерживать верх им не удалось. И уже через 3 года, в 43 году нашей эры, на Линьнам обрушилась вся мощь китайской карательной армии. Причем по приданию, китайские мужчины вышли на поле боя совершенно раздетыми — это так смущало женщин, что они были попросту неспособны сражаться. Но были среди них и герои. Так, на момент битвы генерал армии сестер Чынг, Фунг Тхи Тинь, была глубоко беременна и родила своего ребенка прямо во время сражения. Но это не заставило ее бросить оборону. Едва придя в себя, женщина схватила меч и бросилась в бой на помощь своим солдатам.
Женская армия с редким вкраплением мужчин, не могла долго сопротивляться китайцам и пала. Осознавая бедственность своего положения, сестры Чынг не стали сдаваться, решив закончить свою жизнь красиво — в бурных водах реки. За ними последовали многие их генералы, которые не желали сдаваться врагу. И пусть освобождение намвьетской земли было недолгим, оно стало знаковым, показательным — с китайцами можно было бороться.
И хотя восстание само по себе провалилось, сестры Чынг вошли в историю вьетнама, как смелые и бравые воительницы, удивительной красоты девы, которые не испугались войны и вышли на защиту своей земли, сплотив народ. За это их почитают до сих пор, устраивая в их честь праздник, который одновременно походит и на 8 марта, и на 23 февраля, и на венецианский карнавал.
Праздник этот проходит в Ханое 6 января каждого года. На нем можно увидеть и девушек в ярких красных и желтых национальных костюмах, и статуи белых слонов, и "армию" сестер Чынг. Им до сих пор приносят подношения, а женщин благодарят и воспевают, вспоминая — раньше вьетнамское общество было матриархальным. С другой стороны, это очень патриотический день, день некоего единения народа вьетнама, день поминания павших воителей, поэтому в нем есть и маскулинные нотки.
Все это и делает его уникальным. Вот уже две тысячи лет о бравых сестрах помнит целая страна, а это — дорогого стоит. Каждый ребенок знает историю Чак и Ни, их жертву и их борьбу. А это означает, что их вклад в историю был поистине грандиозным.