Найти тему
Людмила Плотникова

Тётя Шура

А. З. Булыгина (вторая справа) среди зырянских женщин. Январь 1988 года. Фото из личного архива
А. З. Булыгина (вторая справа) среди зырянских женщин. Январь 1988 года. Фото из личного архива

Я часто думаю, что судьбы людей в чём-то схожи с планетами. На первый взгляд есть похожие, особенно, если люди – современники, но на самом деле такие все разные. И после ухода человека тепло его души долго согревает родных и знакомых людей в суете дней, пробиваясь к ним, как свет давно угасшей планеты.

Решила написать о простой деревенской женщине Александре Захаровне Булыгиной, тёте Шуре, с которой «познакомилась» в первые минуты своей жизни. Сразу оговорюсь, конечно, буду писать о том, что слышала и знаю.

3 октября 1959 года с утра подморозило, лужи подёрнулись прозрачным ледком. Бабушка Павла отвела мою маму в больницу в селе Зырянка. Вечером на свет появилась я. Александра Захаровна в то время работала санитаркой в больнице. Со слов мамы, Екатерины Васильевны, тётя Шура запеленала меня и начала ходить по палате, целуя и приговаривая:

- Какая баская у нас девочка!

Что уж красивого тётя Шура увидела тогда во мне, но знакомство состоялось, и с тех пор наши дороги постоянно пересекались, тем более что жили мы в одном селе.

А вот это уже я помню, хотя мне было около 5 лет. Все люди спешат на митинг 9 мая в центр села. И вдруг я слышу голос тёти Шуры:

- Вылитая Павла Дорофеевна!

Оборачиваюсь и говорю:

- Это, может, со спины я похожа на бабушку Павлу, а повернусь, и все скажут, что Люда Тарских.

Тётя Шура и рядом стоящие женщины смеются, а мне непонятно, что их так рассмешило.

Бывший дом Булыгиных. 2021 год. Фото автора
Бывший дом Булыгиных. 2021 год. Фото автора

С бабушкой мы бывали в доме Булыгиных. Дом по деревенским меркам был примечательный. Большой деревянный сруб был поставлен на высокий каменный фундамент. В доме по-деревенски уютно. Половицы застелены домоткаными половиками и вязаными ковриками, на кровати подзоры, на стенах фотографии в деревянных рамках. А поговорить бабушке Павле с тётей Шурой было о чём, они пережили войну. Но тогда я не слушала их разговоры.

Много лет спустя, разбирая архив краеведческого музея Верхнеключевской школы, увидела тетрадь с записями воспоминаний труженицы тыла Булыгиной Александры Захаровны (1915 года рождения). Записи были сделаны моим братом Сергеем Тарских (1961 – 2018 гг.) и его одноклассником Сергеем Мальгиным.

Тетрадь с воспоминаниями А. З. Булыгиной. Архив школьного музея
Тетрадь с воспоминаниями А. З. Булыгиной. Архив школьного музея

Оказалось, что тётя Шура начинала свою трудовую деятельность в деревне Булыгиной, вступив в 1929 году в колхоз «VIII съезд Советов». Ей приходилось работать и дояркой, и комбайнёром, и кладовщиком. Во время Великой Отечественной войны выполняла разную работу. Как она говорила: «Трудно было и холодно, и голод томил». Но, не смотря на лишения, они оказывали огромную помощь фронту. С раннего утра и до позднего вечера трудились женщины в поле, а вечером собирались и вязали носки, рукавицы, приносили продукты. Всё это собирали в посылки и отправляли на фронт.

Александра Захаровна в 1942 году вступила в партию, ей поручили собирать заём среди населения. Она всегда старалась выполнять план. В деревне были женщины с большим количеством детей, им приходилось трудно. Александра Захаровна с подругами оказывали им помощь: кололи дрова, топили печи, мыли полы.

О работе в поле ей вспомнился такой случай. В те времена у тракторов не было света, а молотили до поздней ночи. Александра Захаровна шла впереди с факелом и освещала путь трактору, который тащил за собой комбайн, убирающий зерно. Факел начал затухать, тогда она сняла с головы платок, подожгла его и снова шла вперёд, освещая дорогу. Когда догорел платок, она сняла кофту. Чтобы уменьшить потери хлеба, женщины, подростки и дети подбирали каждый колосок.

Окончание войны Александра Захаровна встретила на лесозаготовках в Шутихе. Они были в лесу, когда из деревни прибежала девочка и закричала, что война закончилась.

В послевоенное время она работала в колхозе деревни Окатова. Когда вдовец из Зырянки Булыгин Григорий Васильевич (1899 года рождения) предложил ей выйти за него замуж, она согласилась. У Григория Васильевича с женой Дарьей Евдокимовной было 8 детей. Сам он работал председателем колхоза Калинина. После смерти жены было от чего схватиться за голову. Александра Захаровна привела своего сына, а потом никогда не делила детей. У неё была великая потребность дарить заботу и любовь всем, кто её окружал.

Страница из похозяйственной книги 1958 - 1960 гг.
Страница из похозяйственной книги 1958 - 1960 гг.

В Зырянке ходила байка о том, как тётя Шура приглашала гармониста на вечер свадьбы. Тогда ни одна свадьба без гармониста и частушек не обходилась. Александра Захаровна сама любила петь песни и частушки, знала их в большом количестве. Услышала она, что хорошо играет Иван Семёнович Коршун, пошла к нему домой и говорит:

- Товарищ Коршун, приходите к нам на вечер поиграть на гармони.

А он в ответ:

- Меня зовут Иван Семёнович Пшеницын, а Коршун – это прозвище.

Конфуз. Пришлось Александре Захаровне извиняться, но она сама была человеком с чувством юмора, поэтому находила выход из подобных ситуаций.

После смерти Григория Васильевича все заботы и деревенские хлопоты свалились на её плечи, но никогда она не подавала вида, что ей тяжело.

Вишняков О. Портрет А. З. Булыгиной
Вишняков О. Портрет А. З. Булыгиной

В 1981 году в Зырянку приехала группа художников из Москвы, Ленинграда, Кишинёва, Минска, Баку и Кургана. Поездка по Курганской области была организована Союзом художников СССР и его местным отделением. Проехали они тогда по Куртамышскому, Шадринскому и Катайскому районам. Парторг Надежда Никитична Черноскутова попросила тётю Шуру позаботиться о творческих людях.

Художник О. Вишняков написал тогда портрет А. З. Булыгиной и посвятил ей проникновенные слова:

«Каждое утро начиналось для нас с появления тёти Шуры в сопровождении очередного дежурного с огромной, вкусно пахнущей кастрюлей в руках. С короткой, но очень своеобразной информацией о том, что нового в мире…

И словно в награду последние десять дней мы почувствовали себя по-настоящему дома – сделала это тётя Шура. Александра Захаровна Булыгина – человек, который счастлив тогда, когда хорошо окружающим её людям».

Портрет нашей землячки и материал о ней были напечатаны в журнале «Крестьянка» № 3 за 1982 год. Я в это время училась на 5 курсе исторического факультета УрГУ. С какой радостью я прочитала материал о тёте Шуре, храню этот журнал до сих пор.

Журнал с портретом и статьёй о Булыгиной А. З.
Журнал с портретом и статьёй о Булыгиной А. З.

В 1988 году я вышла замуж за Виктора Плотникова. Посмотреть на «выкуп» невесты пришли многие женщины Зырянки, среди них была и тётя Шура. Это последнее яркое воспоминание, связанное с этой женщиной. К сожалению, я не помню, когда она умерла, а покоится Александра Захаровна Булыгина на Зырянском кладбище.

Светлая тебе память, дорогая тётя Шура, женщина, подарившая любовь с первых минут моей жизни!