Я часто думаю, что судьбы людей в чём-то схожи с планетами. На первый взгляд есть похожие, особенно, если люди – современники, но на самом деле такие все разные. И после ухода человека тепло его души долго согревает родных и знакомых людей в суете дней, пробиваясь к ним, как свет давно угасшей планеты.
Решила написать о простой деревенской женщине Александре Захаровне Булыгиной, тёте Шуре, с которой «познакомилась» в первые минуты своей жизни. Сразу оговорюсь, конечно, буду писать о том, что слышала и знаю.
3 октября 1959 года с утра подморозило, лужи подёрнулись прозрачным ледком. Бабушка Павла отвела мою маму в больницу в селе Зырянка. Вечером на свет появилась я. Александра Захаровна в то время работала санитаркой в больнице. Со слов мамы, Екатерины Васильевны, тётя Шура запеленала меня и начала ходить по палате, целуя и приговаривая:
- Какая баская у нас девочка!
Что уж красивого тётя Шура увидела тогда во мне, но знакомство состоялось, и с тех пор наши дороги постоянно пересекались, тем более что жили мы в одном селе.
А вот это уже я помню, хотя мне было около 5 лет. Все люди спешат на митинг 9 мая в центр села. И вдруг я слышу голос тёти Шуры:
- Вылитая Павла Дорофеевна!
Оборачиваюсь и говорю:
- Это, может, со спины я похожа на бабушку Павлу, а повернусь, и все скажут, что Люда Тарских.
Тётя Шура и рядом стоящие женщины смеются, а мне непонятно, что их так рассмешило.
С бабушкой мы бывали в доме Булыгиных. Дом по деревенским меркам был примечательный. Большой деревянный сруб был поставлен на высокий каменный фундамент. В доме по-деревенски уютно. Половицы застелены домоткаными половиками и вязаными ковриками, на кровати подзоры, на стенах фотографии в деревянных рамках. А поговорить бабушке Павле с тётей Шурой было о чём, они пережили войну. Но тогда я не слушала их разговоры.
Много лет спустя, разбирая архив краеведческого музея Верхнеключевской школы, увидела тетрадь с записями воспоминаний труженицы тыла Булыгиной Александры Захаровны (1915 года рождения). Записи были сделаны моим братом Сергеем Тарских (1961 – 2018 гг.) и его одноклассником Сергеем Мальгиным.
Оказалось, что тётя Шура начинала свою трудовую деятельность в деревне Булыгиной, вступив в 1929 году в колхоз «VIII съезд Советов». Ей приходилось работать и дояркой, и комбайнёром, и кладовщиком. Во время Великой Отечественной войны выполняла разную работу. Как она говорила: «Трудно было и холодно, и голод томил». Но, не смотря на лишения, они оказывали огромную помощь фронту. С раннего утра и до позднего вечера трудились женщины в поле, а вечером собирались и вязали носки, рукавицы, приносили продукты. Всё это собирали в посылки и отправляли на фронт.
Александра Захаровна в 1942 году вступила в партию, ей поручили собирать заём среди населения. Она всегда старалась выполнять план. В деревне были женщины с большим количеством детей, им приходилось трудно. Александра Захаровна с подругами оказывали им помощь: кололи дрова, топили печи, мыли полы.
О работе в поле ей вспомнился такой случай. В те времена у тракторов не было света, а молотили до поздней ночи. Александра Захаровна шла впереди с факелом и освещала путь трактору, который тащил за собой комбайн, убирающий зерно. Факел начал затухать, тогда она сняла с головы платок, подожгла его и снова шла вперёд, освещая дорогу. Когда догорел платок, она сняла кофту. Чтобы уменьшить потери хлеба, женщины, подростки и дети подбирали каждый колосок.
Окончание войны Александра Захаровна встретила на лесозаготовках в Шутихе. Они были в лесу, когда из деревни прибежала девочка и закричала, что война закончилась.
В послевоенное время она работала в колхозе деревни Окатова. Когда вдовец из Зырянки Булыгин Григорий Васильевич (1899 года рождения) предложил ей выйти за него замуж, она согласилась. У Григория Васильевича с женой Дарьей Евдокимовной было 8 детей. Сам он работал председателем колхоза Калинина. После смерти жены было от чего схватиться за голову. Александра Захаровна привела своего сына, а потом никогда не делила детей. У неё была великая потребность дарить заботу и любовь всем, кто её окружал.
В Зырянке ходила байка о том, как тётя Шура приглашала гармониста на вечер свадьбы. Тогда ни одна свадьба без гармониста и частушек не обходилась. Александра Захаровна сама любила петь песни и частушки, знала их в большом количестве. Услышала она, что хорошо играет Иван Семёнович Коршун, пошла к нему домой и говорит:
- Товарищ Коршун, приходите к нам на вечер поиграть на гармони.
А он в ответ:
- Меня зовут Иван Семёнович Пшеницын, а Коршун – это прозвище.
Конфуз. Пришлось Александре Захаровне извиняться, но она сама была человеком с чувством юмора, поэтому находила выход из подобных ситуаций.
После смерти Григория Васильевича все заботы и деревенские хлопоты свалились на её плечи, но никогда она не подавала вида, что ей тяжело.
В 1981 году в Зырянку приехала группа художников из Москвы, Ленинграда, Кишинёва, Минска, Баку и Кургана. Поездка по Курганской области была организована Союзом художников СССР и его местным отделением. Проехали они тогда по Куртамышскому, Шадринскому и Катайскому районам. Парторг Надежда Никитична Черноскутова попросила тётю Шуру позаботиться о творческих людях.
Художник О. Вишняков написал тогда портрет А. З. Булыгиной и посвятил ей проникновенные слова:
«Каждое утро начиналось для нас с появления тёти Шуры в сопровождении очередного дежурного с огромной, вкусно пахнущей кастрюлей в руках. С короткой, но очень своеобразной информацией о том, что нового в мире…
И словно в награду последние десять дней мы почувствовали себя по-настоящему дома – сделала это тётя Шура. Александра Захаровна Булыгина – человек, который счастлив тогда, когда хорошо окружающим её людям».
Портрет нашей землячки и материал о ней были напечатаны в журнале «Крестьянка» № 3 за 1982 год. Я в это время училась на 5 курсе исторического факультета УрГУ. С какой радостью я прочитала материал о тёте Шуре, храню этот журнал до сих пор.
В 1988 году я вышла замуж за Виктора Плотникова. Посмотреть на «выкуп» невесты пришли многие женщины Зырянки, среди них была и тётя Шура. Это последнее яркое воспоминание, связанное с этой женщиной. К сожалению, я не помню, когда она умерла, а покоится Александра Захаровна Булыгина на Зырянском кладбище.
Светлая тебе память, дорогая тётя Шура, женщина, подарившая любовь с первых минут моей жизни!