Известно, что во время войны у бойцов иногда пропадает всякое желание воевать. Чаще всего это бывает от страха за свою жизнь, когда человека охватывает ужас и он уже не может держать в руках оружие, а думает только о том, как ему спастись.
Чтобы остановить бегство с поля боя полководцы уже с древних времен использовали специальные воинские подразделения, которые в 20 веке стали называться заградительные отряды.
О действии заградотрядов во время Первой и Второй мировых войн имеется много исторических сведений. А как останавливали дезертиров во время боевых действий в античности?
Если люди трусят
Проблема трусости и дезертирства существовала с незапамятных времен. В V в. до н.э. греческий полководец Ксенофонт писал:
«Людская масса, когда она исполнена уверенности, вызывает неукротимое мужество, но если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются»
(Ксенофонт. Киропедия, Книга IV, гл 3 )
Стратеги античности хорошо знали, что необходимо пресекать панический страх на корню, пока ему не поддалась основная масса войска. У древних греков эту роль поручали опытным воинам, стоящим в последних рядах боевого строя.
Последние ряды фаланги
Ксенофонт говорил, что
"от фаланги не будет никакой пользы, если в первых и последних рядах ее не будут стоять хорошие воины."
Зачем же нужны хорошие воины именно в последних рядах? Ксенофонт указывает, какие задачи во время боя должны выполнять те, кто стоят позади всех :
"зорко следить за впереди стоящими,
ободрять тех, кто выполняет свой долг,
сдерживать угрозами малодушных
карать смертью всякого, кто вознамерится, повернув тыл, совершить предательство."
Всякий, кто обратится в бегство, будет немедленно убит теми, кто стоит в задних рядах. Все воины прекрасно знали об этом и старались не оказаться на поле боя лицом к лицу с воинами последних рядов.
По словам Ксенофонта,
"Стоящие позади должны вселять в трусов больше страха, чем его внушают враги."
Однако не всегда задним рядам удавалось сдерживать бегство и панику. Иногда полководцам приходилось использовать для этого отдельные дополнительные отряды.
Конный заградотряд Филиппа Македонского
Отец Александра Македонского царь Филипп во время битвы со скифами заметил, что воины его нерешительны и могут не выдержать натиска скифской конницы.
Филипп поместил самых надежных всадников в тылу своей фаланги и приказал им пресекать любое бегство из строя, а тех кто будет продолжать отходить, беспощадно убивать. Как пишет римский историк Фронтин,
"Своим приказом Филипп достиг того, что даже самые трусливые предпочли пасть от рук врага, чем от рук своих товарищей. Победа была одержана."
Заградотряды на флоте Антигона Одноглазого
Антигон Одноглазый (382-301 г. до н.э) был одним из диадохов - македонских полководцев, которые сражались между собой за раздел империи Александра Македонского.
В 318 г. до н.э. Антигон воевал со своим бывшим соратником - диадохом Полиперхоном. Флот Антигона потерпел сокрушительное поражение в морской битве в проливе Дардареллы: было потеряно более половины кораблей.
Однако Антигон не испугался поражения и приказал оставшимся кораблям готовиться к новой битве. Он разместил на кораблях множество пехотинцев и на каждое судно поставил еще и небольшие отряды преданных ему отборных воинов. По словам историка Полиэна,
"Антигон грозно объявил всем, что эти воины будут убивать всякого, кто не захочет сражаться"
Окончив за ночь все приготовления, флот Антигона атаковал на рассвете вражеские корабли, стоящие на приколе. Внезапность и решительность атаки Антигона привела к полному разгрому вражеского флота. Получилось так, что
"побежденные одержали верх, а победители проиграли".
Заградотряды Ганнибала
Во время похода Ганнибала в Италию к его войску присоединились союзники – галлы из северной Италии. По сравнению с карфагенскими воинами галлов отличала «изнеженность и отвращение к трудам». Они тяжело переносили сложные условия похода и при малейших трудностях были готовы повернуть вспять и оставить войско.
Особенно тяжелым был знаменитый трехдневный переход через болота перед битвой у Тразименского озера. Галлы продвигались по болотам с великим трудом и «мучительным нетерпением». Чтобы они не разбегались, Ганнибал поставил за ними конницу под командованием своего брата Магона:
"Магон должен был удерживать их с помощью конницы и силою заставлять идти дальше."
Благодаря такой заградительной тактике Ганнибал не допустил бегства галлов, и после перехода через болота они все участвовали в битве у Тразименского озера (Полибий, Всеобщая история, кн III, 79).
Заградотряд консула Марка Атилия Регула
В 294 г. до н.э. во время войны римлян с самнитами произошло двухдневное сражение около города Луцерия. Об этом подробно рассказал римский историк Тит Ливий. В первый день никто не одержал победу. Оба войска понесли тяжелые потери и отступили в свои лагеря.
Римлянам казалось, что их потери больше, чем у самнитов. Многие воины пали духом и всю ночь не спали "среди стонов раненых и умирающих", ожидая нападения врага на лагерь.
На следующее утро самниты решили отступить без боя. Единственным путем отхода была дорога, проходящая мимо римского лагеря. Увидев движущихся по дороге самнитов, римляне с перепугу подумали, что те будут штурмовать лагерь.
Консул Марк Атилий Регул приказал всем взять оружие и выйти из лагеря на битву. Но бойцы отвечали, что они обессилены, обескровлены и не в состоянии сражаться. Тогда консул пригрозил, что он один выйдет сражаться против самнитов. Пристыженные воины нехотя вооружились и вышли из лагеря.
Поначалу никто не решался начать сражение. Консул Марк Атилий Регул приказал своей коннице атаковать, но атака была неуверенной и провальной.
Неудача римлян воодушевила самнитов и они устремились вперед. Римское войско дрогнуло и многие, покинув строй, побежали обратно в свой лагерь.
Консул поставил у ворот лагеря заслон из конницы и приказал убивать всякого, кто попытается пройти в лагерь. Выехав навстречу бегущим пехотинцам, Марк Атилий Регул сказал:
«Куда спешите вояки? Здесь вас тоже ждут вооруженные мужи, и пока я жив, вы не вступите в лагерь иначе как победителями! Выбирайте же, с кем лучше драться — с неприятелем или с соотечественником!»
Благодаря решительности консула, пехотинцы прекратили бегство, восстановили строй и продолжили сражение. В конечном итоге римляне одержали победу, хотя и с огромными потерями.
Когда один военачальник заменяет заградотряд
В римской истории описано несколько случаев, когда авторитет полководца останавливал обратившихся в бегство и возвращал их в строй.
Так, знаменитый полководец Фурий Камилл (446-365 до н.э), которого за победу над галлами называли "вторым основателем Рима", в одной из битв вышел навстречу повернувшему вспять войску и заявил, что
"пустит в лагерь только победителей. "
Солдаты вернулись в строй, и римская армия одержала победу.
Другой известный полководец Сципион Эмилиан в битве при Нуманции (134 г. до н. э.), видя, что римляне без приказа повернули назад, объявил всем отступающим солдатам:
"Я буду считать личным врагом каждого, кто вернется в лагерь."
Этих слов было достаточно, чтобы бойцы опомнились, прекратили бегство и возобновили бой.
Но бывали такие тяжелые сражения, когда слова не действовали и остановить бегущее войско смогла только личная доблесть полководца.
Как Цезарь остановил бегство в битве при Мунде
Античный историк Аппиан рассказывает, что во время битвы при Мунде в Испании (45 г. до н,э.) войска Юлия Цезаря оказались охвачены страхом и нерешительностью. Заметив, что армия начинает отступать, Цезарь сначала обратился c молитвами ко всем богам, умоляя
"не пятнать этим одним сражением столько им совершенных блестящих подвигов"
Но боги не отвечали и бегство продолжалось. Цезарь снял шлем с головы, бросился к солдатам и стыдил их в глаза, призывая остановить бегство:
"Если вы уже ничего не стыдитесь, то возьмите и выдайте меня врагам"
Но и после этого страх, охвативший солдат, никак не унимался. Тогда Цезарь отобрал щит у одного из отступающих и побежал через ряды легионеров навстречу врагу с криком:
«Да станет это для меня концом жизни, а для вас — концом походов!»
Полководец выбежал далеко вперед из боевого строя и оказался один перед вражеским войском на расстоянии нескольких метров.
В Цезаря было брошено около 200 вражеских копий, но от одних он отклонился, другие отразил щитом. Все его командиры бросились за ним и вступили в бой, стараясь защитить своего военачальника.
За командирами, забыв о страхе, устремились и отступающие солдаты. Они сражались с ожесточением до самого вечера и вырвали победу у неприятеля.
После битвы Юлий Цезарь признался, что это было самое трудное сражение в его жизни:
"Я часто сражался за победу, теперь же впервые сражался за жизнь"
Источники:
Ксенофонт, Киропедия, Кн VI, гл 3, 22. Тит Ливий, Кн X, 36
Аппиан, Гражданские войны, Кн II, 104). Фронтин, Кн II, 7
На этом же канале:
Один против ста. Последний бой римского Ахиллеса
Трое на трое. Легендарный поединок братьев-близнецов, решивший судьбу Рима
Как женщины Аргоса обратили в бегство армию спартанцев
Химическое оружие в Древней Греции. Как по совету врача была выиграна целая война
Как знаменитого силача Пулидаманта погубила его собственная сила
Как Александр Македонский запер своего друга, будущего царя Лисимаха в клетке со львом
Милон Кротонский. Удивительная судьба великого атлета