Найти тему
Никита Иванов

Дух праздности (о молитве прп Ефрема Сирина)




В молитве преподобного Ефрема дух праздности первым поставлен к отрицанию и вполне справедливо. Сегодня для нас праздность почти награда, похвала, цель в жизни. Да и количество праздников в календарях светских вызывает множество недоумений. У нас один или два месяца в году только без продолжительных дней безделья. Такое ощущение, что наша экономика первая в мире и можно уже не трудиться. Грустно на сердце от таких мыслей, ведь бездельник всегда был в нашем языке человеком не надежным и не далеким.

Божия заповедь о труде для человека непреложна. Если хлеб наш мы не приобретаем трудом, то едим его втуне, то есть не заслуженно. Но если тело наше без труда одебелевает, то что происходит с душой? А с ней все намного хуже. Праздная душа суть душа больная. Исцелить ее чрезвычайно трудно, она парализована духом нечувствия ни к чему духовному.

Многие даже не слышали о грехе нечувствия, а вот что о нем говорит святитель Игнатий Брянчанинов: - «это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием. По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.»

То есть пока человек не охладеет к миру, душа остается праздной, нечувственной, глухой и слепой к Богу и ближнему. Думаю, что в известной мере это касается сегодня каждого из нас. Сколько мы трудимся для временного и вещественного, а сколько для Небесного? Увы, пропорция не в пользу Вечности. Но когда трудимся, хоть и для временного, еще на людей похожи, а если бездельничаем - беда. Если не очень доверять теории эволюции, я бы сказал, что обезьяны произошли от нас, от людей, от бездельников.

Но за праздностью души имеется много большее. Именно праздность самое прочное основание для духов нечистых, чтобы овладеть человеком и подчинить его себе. Замечали, праздные люди одержимы одной или несколькими страстями. Вот поэтому праздная душа так страдает и томится унынием и тоской, так ищет новых и новых развлечений, так груба и бесцеремонна с людьми, так горда и надменна к Богу, и людям. Только скажи ей о ее недуге и ты тут же враг, да к тому же смертный. Именно праздные люди вершители революций и бунтов, заговоров и интриг. Именно ими руководят духи тьмы. Праздные общества удивительно безнравственны, порочны. Евангелие предупреждает, что праздная душа становится вместилищем семи злейших духов, если человек не наполнит душу свою Духом смиренномудрия.

Не случайно святой Ефрем ставит недуг праздности на первое место. Даже внешний пост становится вредным и опасным при таком состоянии души. Исцеление от праздности - постоянное понуждение себя к духовному труду. А когда сил на такое понуждение не остается, нам остается плач о своей немощи. Эти плачем упраздняется духовное нечувствие и человек оживает, воскресает душой. А в пост плакать куда легче, пост и есть путь к Воскресению души, к Пасхе сердца.

Господи, дух праздности не даждь ми!