Найти тему
О Москве нескучно

Почему этот московский мост называется Чугунным, хотя сделан из другого материала

Когда здесь появился первый мост, и почему эта дорога имела большую важность? В чём состояла особенность конструкции 1830-х годов? Как она повлияла на современное название моста? А также - почему старое сооружение не сохранилось до наших дней? И почему в советское время Чугунный мост не стали строить заново? Об этом и не только расскажу сегодня.

Очень важный мост

Чугунный мост располагается над Водоотводным каналом и соединяет две старинные московские улицы: Пятницкую и Балчуг. Если посмотреть на современную конструкцию, то может возникнуть недопонимание. Почему это мост Чугунный, если он ничем не отличается от других? То есть сделан из железа и бетона. Ответ на этот вопрос нам поможет найти #история сооружения. Предлагаю совершить небольшое путешествие во вторую половину 18 века.

Расположение Чугунного моста на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.
Расположение Чугунного моста на современной карте Москвы. Яндекс.Карты.

Первый мост появился здесь в 1785 году. Конструкция была частью большого проекта, который предполагал создание Водоотводного канала. Он требовался, чтобы осушить болотистые местности, которые здесь находились. Кроме того, такое инженерное решение могло уменьшить количество разрушительных наводнений. От них #Москва 18 столетия страдала нередко.

Деревянный Высокопятницкий мост на карте Москвы 1819 года. Фрагмент с сайта www.retromap.ru.
Деревянный Высокопятницкий мост на карте Москвы 1819 года. Фрагмент с сайта www.retromap.ru.

Первоначальный мост построили из дерева. Он получил название Высокопятницкий. Конечно, такая конструкция долго прослужить не могла. Особенно если учитывать, что дорога была весьма оживлённой. Раньше предшественник современного Большого Москворецкого моста соединял территорию около Красной площади с улицей Балчуг. В итоге Высокопятницкий мост не простоял и 50 лет. Уже в 1830-х его пришлось заменить на более долговечную конструкцию.

Почему же Чугунный?

Новый мост спроектировал инженер П.Я. Витте. Сооружение закончили строить в 1835 году. Оно получило интересный внешний вид. Здесь не было промежуточных опор. Проезжая часть держалась на трёх чугунных арках, которые украсили орнаментами, а также орлами и вензелем Императора. Именно материал необычной конструкции дал название мосту, которое используется нами сегодня. Кстати, до конца неизвестно, почему сооружение решили сделать именно таким.

Чугунный мост, построенный в 1835 году по проекту П.Я. Витте, 1888. С сайта www.pastvu.com.
Чугунный мост, построенный в 1835 году по проекту П.Я. Витте, 1888. С сайта www.pastvu.com.

В дореволюционной литературе можно встретить информацию, что первоначальный проект Витте предполагал, что арки будут располагаться внизу. Но по каким-то причинам решение поменяли. Как бы там ни было, а излишне оригинальная конструкция вызывала много недовольства у москвичей. Безусловно, отсутствие опор у моста делало возможным свободное судоходство по Водоотводному каналу. В то же время чугунные арки, наоборот, мешали беспрепятственно передвигаться по дорожному полотну некоторым экипажам. Если их размер превышал определённые параметры, то проехать они просто не могли.

Вид на Чугунный мост от современной Садовнической набережной, 1858-1880. С сайта www.pastvu.com.
Вид на Чугунный мост от современной Садовнической набережной, 1858-1880. С сайта www.pastvu.com.

Тем не менее, в таком виде мост простоял 53 года. В 1889-м его заменили на более привычную для Москвы трёхпролётную конструкцию. Чтобы укрепить сооружение использовали деревянные сваи. Под каждую опору забили по 84 штуки. Также для устойчивости моста применяли железные балки. Новое сооружение обеспечило беспрепятственный проезд для транспорта. Наверху ничего не мешало. Это позволило запустить здесь в 1890-х годах конку, а в 1909 открыть линию электрического трамвая.

Чугунный мост, построенный в 1889 году. Вид от современного Лубочного переулка в 1933 году. С сайта ww.pastvu.com.
Чугунный мост, построенный в 1889 году. Вид от современного Лубочного переулка в 1933 году. С сайта ww.pastvu.com.

Обычный маленький мост столицы

В середине 1930-х, когда шла реконструкция московских набережных, Чугунный мост не стали ремонтировать или менять. Всё потому, что эта дорога потеряла своё транспортное значение. Большой Москворецкий мост возвели чуть выше по течению реки. А значит он больше не соединялся с улицей Балчуг.

Чугунный мост, вид в сторону Комиссариатского моста, 1959. С сайта www.pastvu.com.
Чугунный мост, вид в сторону Комиссариатского моста, 1959. С сайта www.pastvu.com.

Но в 1966-м годам ремонт сооружению всё-таки потребовался. За три года до этого отсюда убрали трамвайные рельсы. Их перенесли на Комиссариатский мост. Реконструкция не повлекла за собой изменения внешнего вида сооружения. Даже перила остались оригинальными, как и тумбы.

Чугунный мост, 1981-1989. С сайта www.pastvu.com.
Чугунный мост, 1981-1989. С сайта www.pastvu.com.

Инженеры сосредоточились на укреплении моста. Установили новые железобетонные балки вместо металлических, которые были тут изначально. Также заменили кирпичную кладку опор, применив более современные на тот момент времени технологии. Сегодня Чугунный мост всё также соединяет две некогда очень важные улицы Москвы. Движение по нему одностороннее - в направлении улицы Балчуг.

Чугунный мост. Вид в сторону Комиссариатского моста, 2017. Фото отсюда: http://rivertravel.net
Чугунный мост. Вид в сторону Комиссариатского моста, 2017. Фото отсюда: http://rivertravel.net

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!