Автор Великого канона
Имя этого святителя верующие особым образом поминают один раз в году – на первой седмице Великого поста. В течение этих дней на вечерней службе гаснет свет, и в храме, освящаемом лишь колеблющемся светом свечей, в торжественной тишине звучит Великий покаянный канон, написанный преподобным Андреем Критским. «Прихожанин» решил поведать своим читателям несколько интересных фактов из его жизнеописания и ответить на некоторые вопросы, которые нередко задают верующие.
Вопрос № 1. «Правда ли, что преподобный Андрей Критский был немым?»
Ответ: Да, согласно жизнеописанию преподобного Андрея Критского, будущий святой родился немым. И оставался немым долгие семь лет. А заговорил лишь после того, как причастился Святых Христовых Таин. К слову сказать, преподобный Андрей Критский родился в Дамаске. Точная дата его рождения неизвестна, исследователи называют приблизительно 660 год.
Вопрос № 2. «Почему преподобного называют то Андреем Критским, то Андреем Иерусалимитом?»
Ответ: Дело в том, что в своем родном Дамаске будущий святитель прожил 14 лет, а когда юноше исполнилось 15 лет, его родители Георгий и Григория направили юношу в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме. В братстве Андрей прожил 10 лет, за это время он был пострижен в монахи, посвящен в чтецы, а позже назначен на должности нотария и эконома. В 685 году в Иерусалим прибыли акты VI Вселенского Собора. Они были приняты Иерусалимской церковью, после чего Андрею Критскому вместе с еще двумя монахами братства поручили доставить их в Константинополь.
После прибытия в столицу Византии, Андрей Критский решил там остаться. А поскольку он приехал из Иерусалима и для властей Константинополя олицетворял именно этот город, то за ним укрепилось прозвище «Иерусалимит» – Андрей Иерусалимский. В Константинополе Андрей был посвящен в диаконы церкви Святой Софии и в этом сане прослужил более 20 лет.
В начале VIII века Константинопольский патриарх Кир посвятил Андрея в епископы и направил его на кафедру на остров Крит с титулом «архиепископ Критский». Отсюда и второе его имя – Андрей Критский.
Вопрос № 3. «Правда ли, что Великий покаянный канон как-то связан с личным раскаянием преподобного Андрея Критского?»
Ответ: Да, так считают многие исследователи истории Церкви. Дело в том, что в 712 году император Филиппик, который активно поддерживал монофелитство, созвал Собор, на котором были подвергнуты анафеме решения VI Вселенского Собора. И, по свидетельству святого Феофана Сигрианского, преподобный Андрей Критский вместе с епископом Кизическим святителем Германом подписали эту анафему. Впоследствии преподобный Андрей Критский сильно раскаивался в том, что совершил такое деяние и подписал еретическое определение. Поэтому текст Великого канона, в частности, передает и его личные переживания. К слову сказать, уже через год, в 713 году, после свержения императора Филиппика, Православие вновь восторжествовало.
Вопрос № 4. «Нам известен Великий канон преподобного Андрея Критского, но говорят, что его перу принадлежит гораздо больше церковных песнопений. Это так?».
Ответ: Как считают историки Церкви, преподобный Андрей Критский был самым известным в те времена гимнографом (автором литургических произведений, входящих в богослужебные книги – Ред.). Именно он создал новую форму гимнодии – канон. Кроме того, именно преподобный Андрей Критский разработал и составил каноны ко всем главным церковным праздникам и к дням памяти многих святых. Нам хорошо известны его знаменитые каноны к воскрешению Лазаря, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Пасху, Женам-мироносицам, на Рождество Богородицы, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение его честной главы, на Зачатие святой Анны… К сожалению, из более чем 70 его творений до нас дошло лишь около 30.
Вопрос № 5. «Правда ли, что мощи преподобного Андрея Критского находятся на острове Лесбос?»
Ответ: Свыше 30 лет преподобный Андрей руководил кафедрой на Крите, но часто совершал поездки в Константинополь. В 740 году, возвращаясь из столицы Византии, святитель сильно занемог и, не добравшись до Крита, умер в деревне Эресос на острове Лесбос. Долгое время его мощи хранили на этом острове в храме мученицы Анастасии (ныне это церковь святителя Андрея Критского), но позже их перевезли в Константинополь.