В сельской местности сари является повседневной одеждой, в таком «наряде» женщины выполняют всю работу по дому и в поле, а также нянчатся с детьми, купаются и спят...
*****
Представьте на наших улицах женщин в сарафанах и кокошниках. Мы бы подумали, что где-то рядом снимают кино, или ансамбль песни и пляски готовится к выступлению…
А вот в Индии женщины в национальной одежде ни у кого не вызывают удивления. Кажется, что индийское сари неподвластно влиянию времени и моды.
*****
Если судить по изображениям и скульптурам, найденным в долине реки Инд, люди в древней Индии предпочитали носить лишь украшения, и только на некоторых фигурках жрецов были драпировки.
Но с расцветом арийской цивилизации, пришедшей из более северных регионов, ношение одежды стало обязательным предписанием. Хотя, женщины некоторых народов на юге Индии вплоть до XIX века носили сари лишь в виде юбки, оставляя верх открытым, либо используя различные нагрудные повязки и платки.
Изначально сари было просто тканью, особым образом задрапированной вокруг тела.
Само название происходит от слова «сати», что в переводе с санскрита и означает – «полоска ткани».
Но с приходом британской культуры к традиционному отрезу ткани добавилась небольшая кофточка «чоли» и нижняя юбка, на поясе которой и крепится сари.
Как уже было сказано, главная часть индийского сари – это полоска ткани длиной от 5 до 9 метров, шириной чуть больше метра. И поскольку для этого костюма не нужны выкройки и размеры, вся красота и разнообразие достигается цветом и фактурой ткани, а также способом драпировки.
Индия – страна ярких красок. И это отражается в одежде. Историки утверждают, что технологии изготовления шелковых, хлопковых и льняных тканей, как и способы их окрашивания, освоили в этой стране значительно раньше, чем на Западе.
Индийские ткачи передавали свои знания и мастерство от отца к сыну, все ткани изготавливались вручную. И только став британской колонией, Индия познакомилась с фабричным производством.
Но ручная работа ценится по сей день. В Южной Индии, в Ориссе хлопковые и шелковые ткани изготавливают на ткацких станках, также пользуются популярностью бенаресские шелка.
В каждом штате существуют свои особенности производства и ношения сари. По цвету и орнаменту ткани можно понять, где она произведена.
Например, мелкий набивной рисунок характерен для Бенгала, однотонные яркие сари с контрастной каймой производят в Мадрасе, а в Варанаси предпочтение отдают переливающимся, парчовым тканям и шарфам.
*****
Современной европейской женщине сари может показаться одеждой непрактичной и неудобной. Но это только на первый взгляд...
Сари – это женственно, красиво и вполне удобно. Такое обилие ткани позволяет прикрыть все части тела, даже голову. И в то же время – подчеркивает плавные изгибы женской фигуры.
Наряд может многое рассказать о его обладательнице. Шелковое или хлопковое, с ярким рисунком или однотонное, а также каким способом женщина носит сари – все это говорит об ее статусе, касте и местности проживания.
В Индии женщину в сари можно встретить где угодно – на улице, в храме, в аэропорту. Конечно, в крупных городах уже очень многие одеты по-европейски, но сари остается привычной одеждой и не вызывает ни у кого удивления.
А вот восхищение – вполне может вызвать. Особенно если учесть, что индийские женщины очень любят себя украшать. На их запястьях и лодыжках всегда позвякивает множество браслетов.
Даже если у женщины нет возможности носить золото и серебро, она все равно будет себя украшать, надевая браслеты из стекла, алюминия или пластика.
В сельской местности сари является повседневной одеждой, в таком «наряде» женщины выполняют всю работу по дому и в поле, а также нянчатся с детьми, купаются и спят.
Даже в самых бедных семьях женщины имеют не меньше десятка разноцветных сари. Конечно, они не из шелка, а из хлопка. Или, что еще дешевле, из синтетики.
В Индии множество магазинов, рынков и лавочек, где можно купить сари. И поскольку примерок не требуется, остается только выбирать ткани, которые перед покупателями раскидывают продавцы.
Женщины могут провести в таких магазинах много времени, неспешно выбирая сразу несколько нарядов.
Как известно, спрос рождает предложение. Такое изобилие тканей говорит о том, что популярность национальной женской одежды в Индии не сдает позиции, как, впрочем, и многие другие традиции, пришедшие из глубины веков…