Шопоголизм это неконтролируемое желание совершать покупки без необходимости в них. Анализируемое понятие вошло в обиход сравнительно недавно, однако количество людей, страдающих зависимостью от шопоголизма, неуклонно растет. Шопоголизм еще называют ониоманией, что означает совершение сумасшедших покупок. Часто описываемое влечение приравнивается к алкоголизму или другим вариациям зависимости. Однако это ошибочно, так как неконтролируемое влечение, о котором идет речь, не так пагубно сказывается на существовании индивидов. Женский пол более подвержен шопоголизму, однако от мужчин эта напасть не ускользнет. Основным признаком данной зависимости можно считать отсутствие рационального содержания при совершении покупки того или иного товара.
Причины шопоголизма
Итак, шопоголизм — это болезнь или ониомания-это непреодолимое влечение купить что-то без необходимости в приобретенных вещах. Иными словами, субъект, совершая покупку, получает удовольствие от этого самого действия. Шопинг для шопоголика становится развлечением и отдельным смыслом.
Специалисты утверждают, что чаще шопоголизм формируется у женщин из-за недостатка внимания, внутренней пустоты , чувства одиночества, стремления к признанию, а также при депрессивных настроениях из-за разлуки с партнером.
Кроме того, можно выделить ряд других факторов, провоцирующих развитие описанной зависимости, а именно низкую степень саморегуляции , иллюзию власти, контроля и свободы, жажду адреналина, потребность в любви, психологические травмы с детства.
Пониженный уровень саморегуляции приводит к снижению способности уравновешивать, для достижения намеченной задачи, неблагоприятные черты личности. В сочетании с субъективным предпочтением предмета покупки это часто порождает пагубную страсть.
Иллюзия власти заключается в приобретении товаров не из-за необходимости индивидуального потребления, а из-за их оценки как неких атрибутов власти, к которым также относится отношение торговых представителей к покупателям: услужливое и льстивое обращение, подобострастие, уважение.
Шопинг может дать иллюзию контроля над собственным существованием и своеобразную свободу, так как минимизирует тревожность , устраняет депрессивные настроения, повышает уверенность и уважение к собственной персоне. У человека есть возможность приобрести то, что он хочет прямо сию секунду, а не нужные товары или рекомендуемые вещи. От этого субъект испытывает чувство свободы.
Адреналин можно считать своеобразным наркотиком для организма, ведь индивид быстро к нему привыкает, что порождает зависимость при приеме все более больших доз. Субъекты, которые зависимы от адреналина, пытаются его получить, занимаясь экстремальными видами спорта. Магазин также может быть своеобразным источником адреналина, когда человек принимает решение о покупке определенного товара.
Из-за отсутствия любви в мирском существовании индивида он может погрузиться в пучину шопоголизма. Часто от шопоголизма могут страдать нелюбимые дети, те, кто страдает от недостатка родительского внимания и получает подарки вместо заботы, во взрослом состоянии. Слабые дети и привязанность и внимание компенсируются их неутомимым влечением к покупкам на этапе взросления.
Если из прошлого тянется ворох нерешенных психологических проблем, травм, трудностей в коммуникативном взаимодействии, склонность к разочарованиям, предрасположенность к депрессивным настроениям, то приобретение нового предмета можно рассматривать как попытку вознаградить себя, утешить, позаботиться.
Кроме того, часто шопоголизм представляет собой так называемый замкнутый круг-человек совершает ненужную покупку, дома начинает сожалеть о чрезмерных и нерациональных тратах, что приводит к чувству вины перед близкими. Естественно, у субъекта падает настроение, наступает апатия. А избавиться от дискомфорта он может только с помощью покупок.
Считается, что основные факторы, провоцирующие развитие шопоголизма, можно разделить на внешние причины и психологические факторы, то есть внутренние.
В основе второго лежат психологические проблемы личности. Шопинг считается эффективным антидепрессантом. При покупке определенной вещи организм испытуемых вырабатывает серотонин, который отвечает за чувство радости, а также адреналин, который отвечает за эмоциональные всплески. Постоянные стрессы в семейной жизни и на работе, неуверенность, заниженная самооценка- эти внутренние нерешенные проблемы ищут способы освободиться, и часто это приводит к чрезмерному желанию совершать бесполезные покупки.
Походы по торговым центрам-прекрасная возможность “переключиться” и улучшить свое настроение. Восторженные замечания и лестные взгляды продавцов по поводу сделанного приобретения значительно повышают самооценку . Появляется иллюзорное чувство власти, потому что индивид может позволить себе обладать этой вещью, следовательно, он обладает властью. Кроме того, покупки дают преходящее чувство свободы и возможность контролировать собственное существо. Ведь человек приобретает желаемое без указания своего окружения, следовательно, он свободный человек. Эта иллюзорная свобода впоследствии приводит к тому, что индивид начинает искать ответы на вопрос: «как лечить шопоголизм?»
К факторам внешней направленности относятся разнообразные маркетинговые ходы, которыми магазины завлекают покупателей. Различные акционные предложения и система скидок, красивые и изысканные витрины магазинов, вежливый и улыбчивый персонал — все это побуждает людей совершить ненужную покупку. Надпись на витрине магазина «только у нас и только сегодня все купили одну вещь, вторую в подарок или скидку на весь товар 70%» обладает поистине магической силой.
Сегодня разнообразие товаров может поразить даже самого искушенного индивидуума и привести к приобретению ненужных товаров. Современные супермаркеты и другие торговые помещения спроектированы таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ ко всем товарам, предоставить возможность пощупать вещь, рассмотреть ее с разных сторон, прочитать состав, чтобы человек не захотел с ней расставаться еще до покупки товара. Умение внимательно рассмотреть товар, пощупать его повышает вероятность приобретения в разы, и тогда бороться с шопоголизмом становится сложнее.
Живописная мотивационная реклама рассчитывается с учетом психологических особенностей среднестатистического покупателя и его потребностей. Рекламные объявления, идеи, слоганы, броские рекламные ролики, плакаты и афиши разрабатываются профессионалами, которые знают, на что обратить внимание. Призывные заголовки крупным шрифтом кричат о беспрецедентных скидках и невероятных акциях. Кроме того, большое значение имеет фактор времени. Если в рекламе говорится, что товар ограничен или предложение длится всего один день, то мотивация и желание приобрести вещь повышается.
Также многие известные гипермаркеты используют разнообразные ароматизаторы для привлечения потребителей. Исследования доказали, что определенные специфические ароматы обладают силой внушения, например, в продуктовых отделах создают ощущение свежести, новизны, что может увеличить продажи. В кулинарном отделе ароматы свежей выпечки или специй вызывают аппетит, что также заставляет индивида совершить незапланированную покупку.
В принципе, иногда каждый индивид ведется на маркетинговые ходы торговых компаний. Однако когда желание что-то получить превращается в навязчивую идею, то нужно искать ответы на тему: «шопоголизм, как вылечиться» или попытаться разобраться в собственных комплексах и грузе психологических проблем.
Симптомы шопоголизма
Рассматриваемое понятие шопоголизма впервые было введено на рубеже 19 века немецким психиатром Э. Крепелином. Его совместные работы с Э. Блейлер раскрыл основные симптомы и признаки описанной психологической зависимости.
На наличие шопоголизма у субъекта могут указывать следующие признаки. Итак, следует подумать, что желание купить поработило человека, если:
— поход по магазинам не сопровождается потребностью или четким намерением приобрести что-то конкретное;
— в магазине человек осматривает большую часть выставленных на продажу товаров;
— индивидуум увлекается модными журналами;
— возникает желание приобрести вещь без объективной причины;
— человек постоянно обсуждает приобретенный товар;
— возникает апатия при отсутствии возможности регулярно посещать торговые заведения;
— дома много новых вещей, и индивид не может вспомнить, какой товар он покупал последним;
— оказавшись в торговой точке, у человека резко поднимается настроение, он ощущает небывалый эмоциональный подъем, а насущные проблемы как бы нивелируются;
— если нагрузки много, субъект все равно найдет время на бесполезные покупки;
— после конфликтных ситуаций в семейных отношениях или в коллективе человек может успокоиться, только совершая покупки;
— часто человек посещает торговые центры, центры, крупные магазины без повода.
На первый взгляд перечисленные симптомы не ставят под угрозу существование, но могут существенно повлиять на здоровье субъекта. Поэтому вопрос о том, как избавиться от шопоголизма покупки одежды или других предметов, достаточно актуален и с каждым годом становится все популярнее. Ведь шопоголизм имеет социальные последствия, такие как:
— долги, приводящие к продаже семейных реликвий, движимого имущества, залог имущества;
— кражи в ларьках, супермаркетах, торговых центрах, небольших магазинах;
— кража денег у близких родственников;
— мошенничество;
— часто отсутствие денег для совершения покупок может толкнуть девушек на проституцию;
— Бесконечные семейные конфликты и распад семьи.
Считается, что подростки обладают большой чувствительностью и внушаемостью, так как вкусы сформированы не полностью. Кроме того, часто подростки очень зависимы от мнения сверстников, ими также движет желание выделиться и самоутвердиться, доказать окружающим, что они взрослые. Поэтому часто подростки не в состоянии объективно оценить необходимость приобретения того или иного товара.
Многие родители, имеющие детей в период полового созревания, особенно представительницы прекрасного пола, интересуются, как избавиться от шопоголизма подбором одежды, покупкой косметики. Действительно, часто обычное желание понравиться парням, выделиться, самоутвердиться перерастает в пагубное пристрастие, которое побуждает девушек бездумно тратить деньги, скупая массу ненужных вещей.
Однако, помимо опасности бесцельных трат, шопоголизм может спровоцировать такие психосоматические явления, как аритмия, дискиния желчевыводящих путей, вегето-сосудистая дистония , гастрит, хронический колит, гипертоническая и язвенная болезнь, депрессивные и неврозоподобные состояния, стойкие нарушения сна. Также может наблюдаться снижение иммунитета, что приводит к увеличению возникновения простудных заболеваний.
Как избавиться от шопоголизма?
Иногда, чтобы избавиться от шопоголизма и бороться с влечением совершать ненужные покупки, следует обратиться за психологической помощью. Сегодня функционируют даже группы “анонимных шопоголиков”, добровольные общества помощи, сумевшие справиться с пагубным влечением.
Но большинству шопоголиков можно помочь избавиться от навязчивого желания умением контролировать собственные траты. Для этого в первую очередь необходимо спланировать и провести исследование рынка. Психологи рекомендуют заранее проанализировать необходимость приобретения того или иного товара, чтобы воздержаться от совершения спонтанных покупок. Даже если нужный предмет присутствует в списке необходимых, то не стоит кидаться в магазин к первой попавшейся вещи. Для начала следует изучить ценообразование, качественные характеристики предмета, оформление, состав. Мысли о необходимости приобрести новую обувь в тон кошельку следует отметать сразу.
Если вопрос о шопоголизме, как вылечить, стал актуальным, то, прежде всего, необходимо понять для себя, что покупки необходимо совершать, исходя из важности приобретаемого товара, а не из-за скидки на него или выгодности предложения. Любая покупка должна быть оправдана.
Поэтому следует понимать, что скидка или акция не является аргументированной причиной покупки товара. Продажа конкретного товара не делает его необходимым конкретному человеку. Часто шопоголики, купив уцененный товар, никогда им не пользуются.
Как избавиться от шопоголизма? Новых коллекций также следует избегать. Зачем покупать товар дороже его номинала. Лучше немного подождать сезона распродаж и купить нужную вещь в разы дешевле.
Также рекомендуется избавиться от кредитных карт, так как расчет на возможность их использования при необходимости гарантирует устойчивый рост задолженности. Кроме того, наличные деньги позволяют человеку лучше почувствовать взаимосвязь между тратой денег и приобретением вещи. Для того чтобы контролировать собственные траты, рекомендуется выходить из дома с ограниченным количеством средств.
Также следует вести список расходов. Так как ведение чеков и учет приобретенных вещей позволяет увидеть реальную картину трат и оценить их рациональность. Кроме того, такие действия помогут понять, что делать, какие покупки исключить, а какие продукты, наоборот, добавить.
При ощущении невозможности контролировать расходы рекомендуется постараться на некоторое время избежать посещения гипермаркетов и других мест торговли. Нужно дать себе немного времени, чтобы обдумать необходимость покупки.
Родственники человека, страдающего неконтролируемой страстью к приобретению ненужных вещей, которые интересуются, как лечить шопоголизм, могут посоветовать следующее. Прежде всего, необходимо ограничить шопоголику доступ к средствам, а также урезать карманные расходы. Также следует стараться оградить своих близких от воздействия стрессоров, избегать конфликтов с ними, стараться различными способами улучшать свое настроение, дарить больше положительных эмоций, заботиться и защищать.