Найти в Дзене

Абьюзивные отношения в кинематографе

Оглавление
“Бьет – значит любит”, "Не надо выносить сор из избы." Только в последние десятилетия общество начало смотреть на эти фразы негативно и осознавать, что насилие в отношениях это ненормально. Безусловно, общество диктует нам, что норма, а что нет. Из-за этого женщины, а иногда и мужчины, которые выбирают партнеров-агрессоров, не всегда могут понять, что они находятся в абьюзивных отношениях.

Массовая культура, в том числе киноиндустрия, в наши дни имеет значительное влияние и может оказывать воздействие на представление людей об отношениях. Например, один из любимых приемов сценаристов: взять плохого парня и показать, как он меняется благодаря «силе любви». Они акцентируют внимание на таких возвышенных чувствах, как самопожертвование и любовь, но только в реальной жизни все иначе. Красивая картинка не имеет ничего общего с реальной жизнью. Человек, находящийся в абьюзивных отношениях, по-настоящему страдает.

Стремление представить отношения абьюзера и его жертвы в свете романтики, несёт в себе большую опасность, потому что воспринимается зрителем как норма поведения. Абьюзер понимает, что добиваться измором внимания другого человека, нарушать границы, завоевывать объект обожания не смотря ни на что и контролировать каждый его шаг – это нормально. Он должен стремиться к своей цели, должен заслуживать, должен быть настойчивым. Жертва же, в свою очередь, может думать, что нормально полностью зависеть от партнера и что контроль = любовь.

Романтизация абьюза – худшее из зол кинематографа. Режиссеры и сценаристы хорошо знают, что получит отклик у зрителя, а что нет. Демонстрация здоровых отношений выглядит скучно и уныло, потому что нет страсти, эмоций, жертвенности во имя другого человека, скандалов и конфликтов, после которых все магическим образом налаживается, следовательно, нет и сюжета.

Что такое абьюзивные отношения?

  • Абьюзивные отношения - отношения, в которых партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы.

Жертва в отношениях не замечает пренебрежительного отношения к себе, привязывается к агрессору. Это явление получило название "стокгольмский синдром". Задача манипулятора стать для жертвы центром вселенной, единственным источником ее представлений о мире и о себе. Агрессор не стремится к взаимности. Он стремится к контролю и доминированию.

Типы насилия в отношениях

  • · Физический — применение физической силы и насилия, нанесение побоев, рукоприкладство с целью подчинения поведения жертвы, выполнения требований агрессора.
  • · Психологический — форма насилия, включающая в себя шантаж, угрозы, различные манипуляции. Этот тип может проявляться в скрытой или явной форме. Абьюзер делом разрушает самооценку жертвы, оскорбляя и унижая ее.
  • · Экономический — контроль денежных средств партнёра, с целью ограничения социальных связей в обществе и создания зависимого положения.
  • · Половой — принуждение вступать в сексуальную связь с партнёром, сопровождается физическими угрозами.

В наши дни психологическое насилие куда более распространено и его не всегда просто распознать. К нему относят:

  • · Игнорирование, исчезновение с целью наказания
  • · Чрезмерный контроль
  • · Принижение успехов
  • · Шантаж, вызывание чувства стыда или вины
  • · Оскорбления
  • · Газлайтинг - форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности.

Почему же жертва не может уйти от абьюзера?

На это есть несколько причин:

· Жертва боится, что агрессор начнёт преследовать и будет угрожать жизни, если та попытается выйти из-под его контроля;

· Жертва не имеет своих финансов и полностью зависит от абьюзера;

· Жертва имеет сильную эмоциональную привязанность к агрессору;

· Наличие общих детей с абьюзером принуждает жертву сохранить отношения;

· Она думает, что партнер изменится;

· Жертву не покидает ощущение собственной неполноценности

Абьюзивные отношения цикличны. Поэтому жертва не может от него уйти из-за сильной привязанности к острым эмоциональным ощущениям. В период спокойствия ей кажется, что теперь все точно будет хорошо. Но это не так
Абьюзивные отношения цикличны. Поэтому жертва не может от него уйти из-за сильной привязанности к острым эмоциональным ощущениям. В период спокойствия ей кажется, что теперь все точно будет хорошо. Но это не так

Итак, мы разобрались с тем, что представляют собой абьюзивные отношения. Теперь рассмотрим то, как они представлены в кинематографе.

1. После

Кадр из фильма "После"
Кадр из фильма "После"

«Моя жизнь до него была такой простой и определённой», - говорит главная героиня, Тесса Янг, в самом начале фильма.

Он построен на клише: “Новенькая хорошая девочка в колледже начинает встречаться с плохим парнем”. Они изначально завели роман не с самой хорошей ноты: главная героиня Тесса начала встречаться с Хардином, будучи уже в отношениях. По классике жанра, у главного героя есть любимое место, в которое он приводит свою возлюбленную. Там их история и начинается. Почему же их отношения можно считать абьюзивными?

Во-первых, у Хардина присутствуют приступы агрессии, и я с уверенностью могу сказать, что в дальнейшем он будет выплескивать ее на Тессу. В фильме показано, что эти приступы возникают от большой любви к героине, хотя на самом деле Хардин просто психически нестабилен.

Во-вторых, в их романе используется принцип «эмоциональных качелей». Это значит, что фаза «холода» сменяется фазой страсти. Такие отношения очень пылкие и эмоционально наполненные, но они не являются здоровыми. Похожие фильмы показывают нам, что отношения не должны развиваться равномерно, а в них обязательно должны быть пики и спады, даже в дальнейшей перспективе. Их взаимоотношения идут по кругу: идеализация, разочарование, ссора, примирение. Адреналиновые встречи, неясность в отношениях - все это привлекает Тессу и заставляет ещё сильнее влюбляться в объект своего обожания.

В-третьих, отношения развиваются очень быстро. Через пару недель пара уже живет вместе. Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что Хардин пытается как можно скорее заполучить Тессу и привязать ее к себе. Героиня не возражает. Взяв во внимание то, что у неё очень контролирующая и гиперопекающая мама, можно предположить, что она не может постоять за себя и ищет партнера-родителя, который будет решать проблемы за неё.

В-четвёртых, у Тессы есть стойкое убеждение, что она способна поменять героя. «Рядом со мной он другой»,- говорит героиня в середине фильма. Тесса позиционируется, как спасатель, который переделывает главного героя и лечит его душевные раны. Но к реальной жизни это не имеет никакого отношения. У таких отношений нет будущего.

И последнее, это ложь, а точнее тот факт, что главный герой поспорил на то, что сможет влюбить в себя девушку. Это значит, что отношения для него не являются ценностью. Такому партнеру нельзя доверять.

2. Сумерки

Кадр из фильма "Сумерки.Сага.Затмение"
Кадр из фильма "Сумерки.Сага.Затмение"

Несмотря на огромную популярность среди подростков, франшиза «Сумерки» также является примером токсичных отношений.

Сценарий Сумерек очень похож на «После». Новенькая девочка влюбляется в популярного и недоступного мальчика в школе. Белла и Эдвард знакомятся на уроке биологии. После первой встречи с героиней он исчезает, а потом как ни в чем не бывало, пытается наладить контакт. Затем Эдвард спасёт девушке жизнь, оттолкнув ее от машины. «Белла, нам нельзя дружить»,- говорит юноша, как только будущая пара начала находить общий язык. И опять герой «Сумерек», как и Хардин из «После», применяет технику «эмоциональных качелей». Затем Эдвард начинает следить за Беллой и спасает ее от уличных хулиганов, и они снова хорошо общаются. Герой то притягивает девушку, то отталкивает, аргументируя это тем, что может причинить ей вред. Это ещё больше привязывает Беллу к нему.

Эдвард - вампир. Во время встречи в лесу он прямо говорит Белле, что хочет ее убить и не знает, сможет ли совладать со своим желанием. На что Белла отвечает спокойствием. «Я не тебя боюсь, я боюсь тебя потерять, что ты вдруг исчезнешь». При просмотре фильма, у меня сложилось такое впечатление, что у Беллы совершенно отсутствует инстинкт самосохранения. Она не боится парня, который прямо заявляет, что может убить ее.

Эдвард не уважает личные границы своей возлюбленной, проникая в ее дом через окно, о чем героиня даже не догадывается. Герой всегда рядом и не даёт Белле возможность отойти ни на шаг. Кроме того, Эдвард проявляет признаки тирана и манипулятора. Например, когда он запрещает Белле общаться с Джейкобом и даже ломает ее машину из-за этого.

Белла в фильме не является личностью. Мы о ней практически ничего не знаем. Она лишь отражение своего партнера. Белла находится в позиции жертвы. «Я слабая, я ничего не смогу» - повторяет героиня на протяжении всего фильма.

В итоге складывается «идеальная пара». Эдвард, которому надо все контролировать, и Белла, которой нужен тот, кто будет ей управлять и принимать решение.

3. Эйфория

Это сериал, который набрал огромную популярность в 2022 году с выходом 2 сезона. Здесь я буду рассматривать отношения Мэдди, Нейта и Кэсси.

Нейт - типичный абьюзер. Он начинает встречаться с Мэдди, самой популярной девочкой в школе, которая на самом деле очень неуверена в себе. Отношения их мучают. Нейт контролирует героиню, следит за ней и даже применяет физическую силу по отношения к Мэдди. Это их первая любовь, которая полна страсти и новых ощущений. «Эмоциональные качели» здесь также присутствуют.

Нейт и Мэдди
Нейт и Мэдди

Во втором сезоне Нейт начинает отношения с Кэсси, лучшей подругой Мэдди. Они немного отличаются от его предыдущего романа. В них новая девушка хочет по-настоящему принадлежать возлюбленному. Он в свою очередь сначала превозносит ее, а затем унижает. Ради Нейта она поссорилась с лучшей подругой и чувствовала себя виноватой за то, что начала встречаться с бывшим парнем Мэдди. Но для того, чтобы заполучить любовь самого популярного парня школы, Кэсси готова на все.

Кэсси и Нейт
Кэсси и Нейт

Чем же так хороша "Эйфория"? Она показывает причины, по которым персонажи вступают в такие отношения. Нейт воспитывался отцом-тираном, в детстве получил немало травм. Он закрылся в себе и не умеет слышать и понимать свои эмоции. Нам показывают как Мэдди и Кэсси страдают в отношениях. Также примечательно то, что с обеими девушками он ведет себя совершенно одинаково. Мы видим, что абьюзера никто не сможет исправить и исцелить.

В заключение, хочу дать пару рекомендаций для тех, кто стал жертвой абьюзивных отношений, от психолога Моравской Татьяны Геннадьевны

«Выйти из токсичных отношений крайне непросто. Страхи, сомнения, комплексы, чувство вины, оправданию поступки абьюзера. Стоит начать в принятие проблемы – это уже 50% успеха. Затем необходимо установить личные границы. Стоит перестать отвечать на провокации и больше не вступать в конфликты с абьюзером. Если попытка построить здоровые отношения не увенчалась успехом, из них следует уходить. Возможно, перед этим понадобится сепарироваться от своего партнера: найти работу, место проживания. Советую также обратиться к литературе, посвященной абьюзивным отношениям. В тяжелых случаях нужно обратиться за психологической помощью к специалисту или в фонды помощи людям, пострадавшим от насилия».

Вы можете обратиться в фонды, помогающие людям в сложной жизненной ситуации: "Насилию.нет", "Сёстры", "Анна". Кроме того, у вас есть возможность получить бесплатную психологическую помощь, воспользовавшись телефоном доверия.