Найти тему

ННИ

10. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Святослав Игоревич (умер в 972 г), киевский князь 964-972 гг. При нём произошло значительное усиление Древнерусского государства, объединяя разрозненные княжества, при сопротивлении некоторых князей. В 965 году Святослав, со своим знаменитым вызовом «Иду на Вы», разгромил ненавистный Хазарский каганат, особенно докучавший Киеву не столько частыми набегами, сколько уводом в рабство молодых юношей и девушек. Разгром каганата был полным, так что через полгода он прекратил своё существование. В 966 году совершил походы на камских болгар, на Северный Кавказ, покорил ясов и касогов. В 968 году совершил поход на Балканы, заняв несколько городов по Дунаю, в том числе, Переяславец. Древняя Русь становилась обширным и могучим государством. Вернулся в Киев, но почувствовав отчуждение местных бояр (бывших мелких князей), вернулся на Балканы, намереваясь сделать здесь своей столицей Переяславец. Византия резко возражала против воинственного соседства. В 969 году в союзе с Болгарией выступил против Византии, угрожая Константинополю. Однако, превосходящими силами византийцы окружили дружину Святослава в Доростоле, и после героической обороны между ними был заключён мир. В 971 году, оставаясь на Балканах после заключения вторичного мира с Византией, дружина отправилась в Киев, но по пути домой в Днепровских порогах попала в засаду печенегов, подготовленную в союзе с Византией, Дружина приняла бой, в котором князь Святослав был убит.

Становление государства Древняя Русь.Владимир Святославич (умер в 1015г). С 970 года князь новгородский, С 980 – Великий князь киевский. Значительно расширил границы Древней Руси. Совершил походы в 981 году в Польшу, 982 присоединил вятичей, в 983 – ятвягов. В 985 ходил походом на волжских болгар, в 989 – на Корсунь, в 992 – на хорватов. На завоёванных землях насаждал своих бояр и родственников.

В 988 году Русь приняла христианство. Русской делегации предстоял выбор: между Католичеством, с вселенским управлением Папой Римским и Православием, состоявшей из автокефальных церквей, управляемых каждая своим патриархом. Делегации русичей более подходящей для Руси показалось Православие, на нём делегация и остановилась. «Крещение Руси было закреплено браком князя с византийской царевной Анной. По сравнению с язычеством христианство имело огромное значение для укрепления международного авторитета Руси, в первую очередь упрочилась связь с Византией. Это дало возможность познакомиться с византийской культурой, что способствовало подъёму и развитию русской культуры. Церковь получила от государства земельное пожалование и десятину доходов государства». Годы княжения князя Владимира были временем расцвета Древней Руси. Умер в 1015 году. Канонизирован русской церковью. Крещение русских княжеств, с принятием Православия закончилось только в XII веке.

В конце XXвека после распада советской империи (что произошло по объективным причинам, согласно теории Л.Н.Гумелёва) видный политик США Киссинджер высказался вполне откровенно «С коммунизмлм мы покончиди, империю зла развалили, республики от Росии отделили. Но нам этого мало, осталось уничтожить в России Православие и все наши цели будут достигнуты».

Православие это не последний рубеж, но об этом далее.

Золотой век Руси. Ярослав Мудрый (978-1054) Правление Ярослава Мудрого стало временем расцвета древнерусского государства. «Ярослав Мудрый, будучи новгородским князем, он при помощи новгородцев одержал победу в борьбе со Святополком Окаянным. Бояре русичи в Киеве были крайне недовольны притеснениями Святополка через своё окружение, составившееся из хазар-иудеев, хлынувших на запад и стремящихся к католической Европе. Новгородцам был расчёт помогать Ярославу: их тяготила зависимость от Киева, которая должна была сделаться ещё тягостнее при Святополке, судя по его жестокому нраву. Новгородцев оскорбляло и высокомерное поведение киевлян, считавших себя их господами. Они поднялись за Ярослава, но вместе с тем поднялись и за себя, и не ошиблись в расчёте. Правление Ярослава Мудрого стало временем расцвета древнерусского государства. Собрав воедино русские земли, Ярослав Мудрый добился единства государства. Совершал походы на север: племя чудь, построил там город Юрьев в 1016 г., на ятвягов – 1018г., На Литву – 1040-41 гг, племя ямь– 1042 ., литовское племя голядь юго-западнее Москвы – 1058 г. уже после смерти князя.

В его правление по Руси впервые начинает чеканиться монета – «Ярославле серебро», в 1030 году создаётся первый русский писаный свод законов «Русская Правда», расширяются международные связи русского государства и укрепляется его авторитет среди других европейских держав того времени. При Ярославе Мудром на Руси развернулось широкое строительство , были построены каменные Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. Развивал летописание, новгородская летопись стала древнейшим памятником русского летописания. Новгород стал центром книжности, там обнаружены древнейшие славянские псалтырь и берестяная грамота. На рубеже X-XI веков сложилась самобытная русская архитектура, иконопись, фресковая живопись. Всё это сыграло важную роль в развитии русского искусства. Эпоха Ярослава Мудрого стала «золотым веком» древнерусского государства». Историк Н.И.Костомаров.

Великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах(1053-1125), крупный государственный деятель, успешно боровшийся с раздробленностью Руси. В 1103-1111 годах, будучи князем Черниговским, походами в Половецкие земли нанёс им ряд крупных поражений, надолго отбив у них охоту к набегам на Русь. В 1104 присоединил последний оплот язычества – племя вятичей, в 1106 г остановил поход мордвы на Москву и присоединил их к Москве. После этого наступление на Русь с севера было остановлено.

Угроза появилась с юга. В1113 году во время народного восстания в Киеве был призван боярами на княжение в Киев. В 1117 г после продолжительной войны с половцами полностью подчинил их западные кочевья. Восточные «дикие» половцы добровольно установили союзные отношения с могущественными Суздальскими князьями. Затем, за 120 лет, с1116 по1236 г., половецких набегов на Русь практически не было и ни одного крупного города, взятого половцами.

Издал ряд законов, облегчающих положение низов и закупов, впоследствии вошедших в состав законов «Русская Правда». Объединял под властью Киева русские княжества. Высокообразованный человек, писатель, писал «Поучения» князьям и молодёжи.

Владимир Мономах, заключил мир с половцами после затяжного противостояния, понял, что легче с соседом жить в согласии, чем в его запугивании.

Если судить отношения русичей с кочевниками по летописям, то создаётся впечатление, что это была постоянная борьба за выживание Древней Руси от воинственных степняков-кочевников. Однако это далеко не так. Л.Н.Гумилёв приходит к выводу: «Ведь то, что при обывательском подходе кажется простым, на самом деле сложно и совсем не так, как представляется на первый и невнимательный взгляд». И задаётся вопросом «Была ли «борьба леса со степью». Суть его рассуждений опровергает эту гипотезу и предстаёт, как пример постоянного симбиоза. «Северное Причерноморье с его чернозёмами удобно для развития скотоводства, что и привлекало азиатских кочевников и они мигрировали в сторону Европы. Это сталкивало их с местными славянами, хозяйство которых было связано с лесными массивами и речными долинами. Обмен хозяйственными продуктами был важен для обеих сторон. Поэтому военные столкновения постоянно чередовались мирными союзами. «Печенеги после разгрома при Лебурне осели в Добрудже и стали союзниками; торки поселились на правобережье Днепра и поставляли пограничную стражу для киевских князей; куманы, сильный и воинственный народ после первых столкновений с русичами сделались союзниками Черниговского княжества. Сам Владимир Мономах писал, что заключил с половцами «19 миров». Думается , что ему было виднее, где польза, тем более что именно он первый привёл половецкую рать на Русь для разгрома Полоцкого княжества». ( Гумилёв «Древняя Русь и Великая Степь»).

(P.S. – продолжение следует)