Прошло более ста лет с тех пор, как в слободе Нальчик, на главной улице, названной тогда в честь царского наместника Воронцовской, начали появляться каменные жилища. В начале ХХ века на вымощенной булыжниками центральной улице не очень большой слободы появились необычные кирпичные двухэтажные дома: реальное училище (1911–1913 гг.), гостиница потомственного купца Шуйского, дома братьев Петра и Афанасия Зипаловых (1903 и 1913 гг.) и дом с балконами на цепях князя Дадаша Балкарукова (1909 г.).
В самом начале Воронцовской улицы (переименованной в Кабардинскую благодаря В.Буденному) стояла приходская церковь Святого Симеона Столпника, а на другом конце – кирпично-черепичный завод купцов Зипаловых. Таинственных личностей, как оказалось в процессе поисков!
Здание с балконами и фигурной кладкой, выступающими ризонитами, килевидной бровкой и входной лоджией на нижнем этаже много лет привлекает гостей Нальчика. Оно находится на углу улиц Ногмова (Почтовой) и Кабардинской (Воронцовской). Над шестью окнами второго этажа видна дата постройки дома и инициалы хозяина: «1903 год» и «П.З.». К дому Петра Зипалова вплотную примыкает двухэтажный дом его брата Афанасия с массивной железной дверью, где над четырьмя окнами второго этажа находится надпись «1913 г.».
Чуть забегая вперед, скажу, что оба дома являются образцом «кирпичной» эклектики с элементами «русского стиля». Именно такие здания проектировал главный архитектор Терской области В.И. Грозмани. Но об этом чуть ниже.
Когда в республику пришла советская власть, дома купцов Зипаловых были разделены на несколько жилых помещений. А после освобождения Нальчика от немецко-фашистской оккупации здесь стали демонстрировать фильмы, потому что кинотеатр «Победа» лежал в руинах. Синематограф расположился на первом этаже, а Дом пионеров – на втором. Перед сеансами здесь выступал эстрадный оркестр с солисткой Зинаидой Моисеенко. Блистательный конферансье Эммануил Мартиросов, Ирина Шериева, Вадим Нескородов, юные балерины Иосифа Казимировича Шиккера – все они пленяли публику, делая первые и не только шаги на сцене.
Но времена менялись, и жизнь диктовала другие правила. В таинственном кирпичном доме разместилась республиканская Госфилармония, а чуть позже - простые жильцы.
Много лет он стоял в запустении, в ожидании новых хозяев, которым мог бы открыть тайны своих первых владельцев.
Так кто же они, купцы Зипаловы, оставившие свой след не только в слободе Нальчик, но и в Пятигорске, Кисловодске, Владикавказе и Ставрополе?
Известно точно, что Зипаловы — многочисленная династия богатых и очень удачливых предпринимателей, живших на Кавказе в XIX веке и начале XX. Все представители этой фамилии владели универсальными магазинами, крупными гостиницами, кирпично-черепичными заводами, дачами и лавками почти во всех более или менее крупных городах и слободах Кавказских Минеральных Вод. Наиболее крупные связи обнаружились в Пятигорске. Василий Семенович Зипалов – потомственный почетный гражданин города, благодетель храма Василия Великого. Есть сведения, что Василий Зипалов родился во Владикавказе и только в зрелом возрасте перебрался с семьей в Пятигорск.
В самом Владикавказе сохранилось большое кирпичное здание (1907–1909 гг.), в котором находилась гостиница «Европа». Оно было построено владельцем крупного магазина Е.С. Зипаловым. «Европа» была комфортабельной по тем временам гостиницей, первый этаж которой был отведен под контору и магазины. Удивительный масштаб для того времени!
А в городе Кисловодске у Нарзанной галереи до сих пор стоит старейшая гостиница с меблированными номерами для приезжих посетителей. Нетрудно догадаться, кто ее построил – купец Л. Н. Зипалов.
Если искать дальше, то архивы приводят в Ставрополь, в котором в 1870-х годах, по инициативе В.С. Зипалова и других купцов была открыта столовая для бедных, содержавшаяся на проценты от его капитала.
Петр и Афанасий Зипаловы, чьи дома, пусть и в плачевном состоянии, но все еще «украшают» Нальчик, вполне могли быть если не родными братьями Василию, Евгению или Леониду, то двоюродными точно. Ведь звание купца первой гильдии, каковым они все обладали, передавалось по наследству. А если его не было, то вступить в гильдию могли только сыновья очень богатых людей. Говоря современным языком, купцы первой гильдии - воротилы с крупным капиталом – это оптовая торговля, внешняя торговля и большие производства. Для примера, купцы второй гильдии были дельцами помельче – владельцами лавок и магазинов.
В начале прошлого века, согласно архивам, в слободе Нальчик численностью в 72 двора насчитывалось аж восемь купеческих домов помимо Зипаловых – Тринкины, Суховы, Третьяковы, Дробышевы, Шуйские, Барановы и Шутовы. Именно они открыли здесь первые кузницы, водяные мельницы, более двадцати постоялых дворов, десятки харчевен и кирпично-черепичные заводы.
Кроме всего прочего, у купцов Зипаловых было немало лавок и заводов на Малом Базаре, располагавшемся в районе нынешнего кинотеатра «Победа». Сам базар представлял собой скопление мясных и хлебных ларьков, персидских лавочек с различными сладостями, узких столиков с овощами, цветами и другими различными продуктами. За год местные купцы завозили в слободу товаров более чем на 800 тысяч рублей. А если еще учесть, что слободские купцы стали инициаторами создания «Соляного двора в меновой торговле» и снабжали горцев мануфактурой, солью, обувью в обмен на черкески, бурки, меха, то можно смело предположить, что Зипаловы, дома которых сохранились в Нальчике, были «птицами высокого полета» и, скорее всего, состояли в близкородственных связях со ставропольскими и владикавказскими купцами Зипаловыми.
Связывая воедино и сравнивая архивные фотографии зданий всех Зипаловых, можно предположить, что и дома Петра и Афанасия в слободе Нальчик были спроектированы архитектором В.И. Грозмани, который, кстати, был женат на А.Н Зипаловой. Удивительное совпадение, не правда ли?
Два здания (в Нальчике и Владикавказе) построены на углу улиц. Возможно, в этом факте и кроется разгадка? Ведь угол, как известно, – это начало и конец. Это место, откуда можно увидеть все, что происходит снаружи. И, да, здания в Нальчике намного меньше других, построенных Грозмани для Зипаловых. Если учесть, что Зипаловы, судя по всему, не проживали постоянно в слободе Нальчик и бывали там только наездами, то возникает мысль о связи купцов первой гильдии и масонстве. А эклектику архитектурного стиля всех домов Зипаловых хочется подвести к переводу самого слова – «избранный, отборный». Но это всего лишь догадка и желание разгадать какую-нибудь тайну…
Самому же дому купцов Зипаловых хочется что-нибудь пожелать, словно живому человеку, в надежде на то, что он откроет новым владельцам, решившимся на реставрацию, особые подробности и неизведанные тайны.
для журнала Prospect