Как правильно воспитывать ребенка однозначно ответить сложно, ведь идеальной стратегии воспитания будущего поколения не существует. Все малыши имеют личность от рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивы и спокойны, другие забавно любопытны, третьи-озорные непоседы, четвертые-замкнутые молчаливые люди. Поэтому тактика воспитательного процесса не может быть одинаковой. Только мама знает характер малыша. И поэтому именно она должна выбирать методы, которые идеально подходят ее крохе. Психологи могут лишь наметить общую стратегию и порекомендовать, как им не нужно действовать, чтобы оградить хрупкую юную психику от травмирующих факторов.
Как воспитать детей — психология
Для того чтобы кроха рос и формировался правильно, родителям нужно устроить для этого подходящие условия. Прежде всего, для всестороннего гармоничного развития малышу необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда малыш чувствует равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для рождения огромного количества проблем. Речь идет не только о поведенческих отклонениях. Возникновение расстройства здоровья тоже реально.
Иногда бывает, что значимые взрослые любят ребенка, но малыш этого не чувствует. Поэтому необходимо демонстрировать крохе любовь любыми доступными средствами, обнимать его, говорить о собственных чувствах, целовать. Ребенок должен чувствовать безусловность родительской любви, понимать, что родители будут любить его несмотря ни на что и всегда помогут.
Большинство родителей интересует, как правильно воспитать ребенка, ведь от этого зависит будущее существование их чада.
В первую очередь вашего малыша следует принимать в полном объеме, несмотря на явные недостатки. Многие родители совершают почти непоправимую ошибку, пытаясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. И когда у вас это не получается, они чувствуют разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что в него не верят, что он не смог оправдать родительских ожиданий. В результате страдает самооценка крохи, что вызывает множество проблем.
Ваш ребенок, будь то трехлетний ребенок или подросток, нуждается в поддержке, когда он в ней нуждается. Дети должны понимать, что в любой сложной ситуации они всегда могут положиться на родителей. Именно родители прививают чувство безопасности собственным детям.
Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают малыша тем, что с его плохим поведением придет женщина и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что в дом войдет какой-то страшный человек, и родители позволят бабушке забрать его. Это создает ощущение незащищенности, падает авторитет родителей. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.
Следует больше интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним на различные темы, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить досуг вместе, занимаясь приятными для обоих занятиями. Совместное времяпрепровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует возникновению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.
Собственного ребенка нужно уважать, не стоит отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы типа: «не умничай», «еще маленьким раздавать чаевые». Хвалить отпрыска нужно даже за малейшие успехи.
Для того чтобы научить чему — то ребенка, необходимо учитывать одну детскую особенность-малыши блестяще запоминают все, что их интересует. Поэтому нет смысла вбивать в ребенка знания, лучше сделать занятия интересными для него, а также включить игровые моменты.
Нотацией злоупотреблять не стоит. Ведь они скучные и совершенно неинтересные крохи. Лучше продемонстрировать желаемое поведение собственными действиями. Дети всегда берут за образец поступки родителей.
Как правильно воспитывать ребенка с рождения
Образовательный процесс лучше всего начинать с первых десятилетий жизни малыша. Активное развитие крохи происходит как раз в первый год их существования. На описанном этапе они адаптируются к окружающей среде и получают первый ценный опыт. Ведь всего за 12 месяцев малышу нужно научиться волноваться, улыбаться, реагировать на родительские голоса, настроение, различать интонации.
Часто родители грудничков больше внимания уделяют соблюдению распорядка дня и режима питания, правильному уходу, а не учебному процессу. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки потомства, формируются задатки, черты личности. Дальнейшее взросление крохи в основном связано с воспитательным процессом в младенчестве.
Условно годовой этап воспитательной работы обычно делится на 4 этапа в соответствии с триместрами.
Ниже приведены рекомендации, как правильно воспитывать ребенка в первом триместре его жизни.
Рассматриваемый этап подразумевает формирование у детей “истинных” привычек и профилактику поколения вредных. Кроме того, здесь родители должны грамотно организовать питание крохи. Это очень важно для адекватного набора веса, развития привыкания к режиму.
В этом триместре у крохи должны быть такие привычки, как:
— без пустышки погрузитесь в царство Морфея на улице;
— проведите некоторое время в кроватке, развлекаясь самостоятельно;
— держать голову;
— Недовольство при замене подгузника;
— засыпать без укачивания.
Также рекомендуется серьезное внимание к гигиене крохи. Утро у арахиса должно начинаться с приветливой улыбки мамы, проведения гигиенических манипуляций, в число которых входит мытье рук и лица малыша, умывание, смена подгузника. Эти ежедневные занятия у отпрыска выработают привычку содержать себя в чистоте.
Для того чтобы выработать привычку держать головку у крохи, необходимо уложить его на животик. Постепенно малыш привыкнет к описываемому действию, мышцы шеи и спины станут крепче.
Для того чтобы ребенок начал агукать, необходимо чаще играть с ним. Также хорошо, если малыш будет слышать потешки и детские песенки. Любое действие, непосредственно связанное с ребенком, нужно комментировать, например, как надеваются ползунки, меняется подгузник. Разговаривая с малышом, рекомендуется улыбаться, ведь именно так закладывается культура коммуникативного взаимодействия.
В следующем триместре развивается зрительное, сенсорное и слуховое мировоззрение. Рассматриваемый этап включает в себя подготовку отпрыска к речи. Рекомендуется включать музыкальные мелодии различных жанров. Причем лучше, чтобы они были гармоничными и легкими: классика, детские мелодии, современные мотивы. Для того чтобы ребенок ходил, он начал лепетать свое внимание, и он должен направить его на другие звуки. Его следует знакомить с окружающей действительностью, привлекая его интерес птичьим чириканьем, шумом льющейся воды, дребезжанием трактора.
Психическое становление крохи на описываемом этапе должно дебютировать из коммуникативного взаимодействия. Родителям нужно играть с ребенком, формируя его восприятие. Начинать заниматься спортом рекомендуется при бодрствовании, когда отпрыска ничего не беспокоит и он бодр. Такие занятия должны доставлять малышу удовольствие, поэтому не стоит играть с малышом, когда он хочет есть или капризничает. На рассматриваемом этапе происходит закладка нравственно — эстетических основ воспитания, которые ребенок получает в результате общения со своими близкими.
Любовь и радостные эмоции, подаренные малышу, станут отправной точкой для выковывания нравственной и эстетической модели поведения. Помимо перечисленных в расписании, также должны быть ежедневные физические упражнения и массаж. На этом этапе упражнения уже должны быть более разнообразными, так как их цель-подготовить малыша к ползанию.
Этап третьего триместра отмечен несправедливостью отпрыска и его любопытством. Активность у малышей на описываемом этапе значительно возрастает. Поскольку ребенок уже научился ползать и садиться, а некоторые малыши пытаются встать, настало время для занятий физкультурой.
Прежде всего, малышу необходимо предоставить свободу передвижения по дому. Поэтому возможный маршрут его поездки должен быть максимально защищен. В этом триместре малыши все больше интересуются содержимым ящиков и шкафов, поэтому рекомендуется убрать любые предметы, которые могли бы навредить малышу.
На этом этапе уже можно делать первые попытки приучить ребенка к горшку. Сажать кроху на горшок нужно после кормления, прогулки, сна. Через некоторое время малыш поймет, почему его посадили на горшок. Примерно в возрасте семи месяцев можно начинать приучать малыша мыть руки. Таким образом, формируется понятие чистоты.
Надевая нагрудники перед кормлением, меняя грязную одежду сразу после того, как она испачкалась, мамы прививают детям аккуратность. В этом случае взрослым нужно комментировать каждое действие и объяснять его.
Для детей важны игры, независимо от возрастной стадии. Через нее познают мир. В семь-восемь месяцев можно продемонстрировать крошечные игрушки и манипуляции с ними, например, показать, как катится мяч, крутятся колеса машинки. Также на описанном этапе уже можно показать отдельные части головы: нос, глаза, уши. Заниматься малышами в третьем триместре необходимо ежедневно. Здесь же следует ознакомить отпрыска со словами-запретами: «нельзя». Например, когда малыш дерется во время игровой деятельности, нужно сказать “нельзя”, объясняя причины (мне неприятно, больно).
В четвертом триместре воспитание ребенка охватывает абсолютно все сферы его деятельности. Здесь малыш активно взаимодействует со взрослым окружением и пытается самостоятельно ходить. Когда малыш самостоятельно встает на ножи, его следует поощрять. Сначала малышу нужна помощь, водите его, держа за две ручки, потом за одну. Через некоторое время малыш сможет задержаться, стоя на ножках, на несколько секунд.
Психическое формирование малыша основано на привитии ему умения манипулировать предметами. Полноценный образовательный процесс включает в себя тесное коммуникативное взаимодействие с отпрыском. Общение с арахисом должно быть непрерывным, но копировать речь или разговоры детей не рекомендуется. Это может привести к формированию дефекта речи.
Как воспитать ребенка в 1 год
Человеческая личность, согласно психологическим исследованиям, формируется на ранней стадии существования. Поэтому очень показательно в процессе воспитания, что годовалый кроха приобретает необходимый для дальнейшей жизни опыт, который станет фундаментом отношения к окружающему и окружающей среде.
На данном этапе игровой процесс является преобладающим видом деятельности. Однако в силу возраста малыша он не может самостоятельно организовать свой досуг. Поэтому это ложится на родительские плечи. Необходимо потомству показать возможные манипуляции с игрушками, например, как кукла ходит, лягушка прыгает, машина перевозит. Также важны ролевые игры, можно угостить больного медведя или приготовить обед зайчику с арахисом. Однако сюжеты игр должны быть примитивными, чтобы ребенок их хорошо понимал.
При этом в процессе игрового досуга необходимо внимательно следить за отпрыском. Игра отразит представления детей о существующих семейных отношениях, мире, людях. Наблюдение позволит родителям своевременно корректировать негативные восприятия или деструктивные установки.
Годовалый понимает исключительно наглядно-образное обращение. Поэтому для того, чтобы донести до крохи какую-либо информацию, необходимо смоделировать ситуацию, опираясь на сказки и беря в качестве примеров любимых персонажей.
Также нужно постоянно объяснять малышу, как себя вести, что хорошо, какие поступки плохие. Кроме того, родители всегда должны оставаться положительным примером, так как малыши всегда подражают взрослой среде. На рассматриваемом этапе воспитания родители должны регулярно убирать, расставлять вещи в предназначенных для них местах, показывать собственными действиями соблюдение режима дня и правил гигиены.
Как воспитать ребенка в 2 года
В рассматриваемый период учебный процесс должен отличаться по отношению к мальчикам и барышням.
Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различных формах: объятия, поцелуи, разговоры, совместные игры. Запрещается бить малыша и обижать, ведь он может вырасти неуверенным, агрессивным, злым или недоверчивым. Мальчик должен воспитываться в строгих границах, без излишней ругани, но и без властных манер.
Не стоит ограничивать физические возможности маленького мальчика и его активность. Это нормально, если малыш будет часто ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.
В обращении к малышу лучше использовать его имя, или называть “сынок”, а уменьшительные формы типа “лапочка”, “зайка” лучше не использовать. Малыш должен с ранних лет осознавать, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.
Воспитание барышень должно быть направлено на развитие творческого потенциала. Девочки по сравнению со своими «антиподами» более уравновешенны, усидчивы, спокойны. Однообразные манипуляции даются им легче. У них развито воображение и чувство прекрасного.
Необходимо поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать комплименты юным принцессам, одаривать ее похвалами и нежностью. Девочки должны расти уверенными в себе, самодостаточными, уметь распознавать ложные чувства.
Малышам нужно дать возможность самим выбирать себе игру. С детства маленьким дамам нужно объяснять, что они могут многого добиться в жизни. Можно показывать им фотографии успешных дам — врачей, политиков, актрис, объясняя попутно, что когда они вырастут, то могут стать такими же успешными и уважаемыми тетками.
Как воспитать ребенка в 3 года
Трехлетка-довольно серьезное испытание на прочность для родителей. Ведь малышка заметно выросла, стала разговаривать. Малыш уже занимает активную позицию в выражении собственных устремлений. В определенный момент поведенческая реакция крохи и его действия стали резко меняться. Ранее послушный маленький орешек превращается в несносного “бандита”. Так проявляется трехлетний кризис.
Самое главное здесь-запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую ситуацию непослушания отпрыска нужно оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские настроения против них. Например, когда малыш отказывается складывать игрушки, а вместо этого разбрасывает их, следует попросить ребенка никогда их не собирать.
В описываемый период различные требования, запреты неэффективны. Лучше постараться переключить внимание ребенка на более увлекательные для него действия.
Не рекомендуется реагировать на истерические припадки чрезмерно бурно. Впрочем, потакать каким — либо детским капризам тоже не стоит. Трехлетний ребенок проверяет границы дозволенного. Сколько родители могут ему позволить. Если при малейшей истерике он дает малышу то, что тот хочет, то у него появится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно постараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на другое интересное дело.
Образовательный процесс в 3 года должен строиться на системности. Если мама запретила малышу, то и папе нельзя этого позволять. Особенно четко это правило следует донести до сердобольных бабушек и добрых дедушек.
И самое главное, воспитывать арахиса надо в любви. Необходимо заботиться о потомстве, обучать его, показывать желаемое поведение собственным положительным примером.
Как воспитать ребенка холерика
Малыш с холерическим темпераментом неутомим от природы. Природа наделила такого кроху мощным энергетическим потенциалом. С раннего возраста малыш проявляет свой невыносимый темперамент, и близкие с недоумением говорят: “ну и характер!” Задача взрослой среды в конкретном случае-помочь малышу вырасти в меру гибким, сдержанным и компромиссным.
Маленький обладатель этого темперамента бесконечен в движениях, которые характеризуются порывистостью, резкостью, как будто за ним кто-то гонится. Такой малыш не выдерживает долгих ожиданий, а потому не способен долго сидеть без дела на одном месте. Разговор ребенка эмоциональный, слова звучат отрывисто и быстро. Он не говорит, а тараторит, глотая слова и слоги. Иногда он настолько увлечен монологами, что не в состоянии никого слышать.
Часто теряет контроль над собой, начинает громко кричать и спорить. Воспитать ребенка холерика 3-4 лет непросто. Такой малыш любит приключения и риск. При этом восприимчивость малыша к резким переменам настроения повергает близкое окружение в недоумение.
Малыш-холерик легко может передумать в последнюю минуту. Никогда не знаешь, чего от него ждать. Он может вести себя нестандартно в любой ситуации. Малыш и сам часто не понимает, что с ним происходит из-за своей импульсивности. Ребенок с холерическим темпераментом мгновенно принимает решения, его идеи спонтанны, но часто интересны. Все новое малыш быстро увлекается, но также ему легко забыть об этом за короткое время. Во время обучения проявляет способности, если ребенку интересно в данный момент.
Маленький холерик засыпает с трудом и очень долго. Беспокойный сон в зависимости от впечатлений дня.
У холерика много положительных качеств: бесстрашие, рискованность, смелость, решительность, уверенность в себе, настойчивость. В то же время наблюдается склонность к упрямству, непоседливости, высокомерию, конфликтности, нетерпеливости, игривости, что доставляет родителям определенные трудности в воспитании ребенка-холерика.
Учитывая, что дети холериков эмоционально неустойчивы, их родителям необходимо овладеть умением контролировать собственные эмоции. Прежде чем рассказать ребенку в порыве гнева или разочарования, нужно остановиться, сделать несколько глубоких вдохов или сосчитать до десяти и просто подумать, помогут ли нотации и крики, направленные на малыша, в вашей ситуации.
Энергичный ребенок-холерик должен быть вовлечен в выполнение полезных заданий, например, домашних заданий. Малыш должен видеть конечную цель и результат своего труда. Научите ребенка проговаривать этапы работы вслух, затем про себя, и придерживаться вашего плана.
Для холерика очень важно заниматься спортом на свежем воздухе. Это позволит вам выдать свою энергию, а тренировки научат рассчитывать свои силы. Такому малышу просто необходимо жизненное пространство, поэтому как можно чаще следует бывать с ним на прогулках.
Помочь развить внимание и усидчивость могут дизайн, рукоделие, рисование, ручной труд. Родителям важно не раздражаться на малыша, если он отвлекается, а каждый раз поощрять терпение и трудолюбие. Важно научить малыша заранее обдумывать свои решения, оценивая свои запасы сил, и только потом приступать к действиям. Его следует учить вежливости в любой ситуации, так как непосредственность холерика часто задевает самолюбие людей.
Особенно требуется обратить внимание на умение выстраивать отношения в детском коллективе, ведь родители не смогут все время быть рядом. Для холерика проблема-навязать лидерство другим детям. Вторая проблема малыша-холерика-это стремление к разнообразию, поэтому постоянные друзья рядом не держатся. В этом случае требуется побуждать малыша анализировать свое поведение, общаться с ним в конфликтных ситуациях, обсуждать фильмы и книги. Необходимо научить малыша контролировать свои эмоции, учитывая интересы других людей.
В борьбе с плохим настроением ребенка-холерика поможет юмор. Покажите ребенку выход из накопившихся эмоций: можно бить игрушкой, бросать и бить подушкой. Это будет лучше, чем срывать свой гнев на родителях и детях в детском саду. Самоконтролю также могут помочь дыхательные упражнения. При возрастающем эмоциональном напряжении малыша можно использовать отвлекающие приемы, например, заинтересовать чем-то другим и переключиться на это занятие. Иногда достаточно просто обнять и успокоить. Взрослым нужно как можно больше наблюдать за поведенческими проявлениями своего крохи и действовать до того, как он рассердится или заплачет. Категорически дразнить маленького холерика запрещено.