Алексей Балабанов снял этот фильм в 1997 году, когда российское общество проживало острую постфазу первой чеченской войны. Парни массово приходили с войны, массово пили, массово совершали глупости и массово пытались встроиться обратно в гражданскую жизнь, которая, в основном, была равнодушна к проблемам ребят.
Но это в больших, резиновых городах, которые далеки от проблем маленького человека. А в провинциальной глубинке, где любое движение - событие, и война воспринималась совсем по другому, ближе, жестче и... обыденнее. Поэтому для пришедшего с войны Данилы Багрова сама война это событие второстепенное, по сравнению со съемками клипа "Крылья" группы "Наутилус Помпилиус", куда он случайно попал и загляделся. Для провинциального парня это волшебство, окно в другой мир.
Мир, в котором вскоре он окажется сам, и в котором успешно существует, используя навыки, полученные на чеченской войне. Существует, потому что жизнью это назвать трудно. Несмотря на интерес. Ведь настоящей жизни он, безотцовщина с ветеранским опытом, и не знает. Не ведает. Где он ее мог видеть?
Жизнь провинциальной семьи - большая обманка, которая зиждется на вере в светлый прекрасный мир, в коем вольготно живут "лучшие люди". Поезжай в Ленинград, к Виктору, говорит старенькая мать своему "непутевому" младшему сыну, уповая на то, что сын старший в Санкт-Петербурге имеет хорошую работу и положение. Она уже много лет и не видела своего старшего сына и кроме старой карточки в фотоальбоме от него никаких известий и нет, но вера - дело сакральное. И Данила, конечно, поезжает. Навстречу приключениям на свою пятую точку.
Потому что вера в светлый и прекрасный мир оказывается иллюзией. Нет никакого светлого Санкт-Петербурга в середине девяностых, а есть блошиные рынки и нищета коммуналок. Нет никакого успешного старшего брата, а есть потасканный жизнью лысый киллер, который боится каждого шороха и манкирует своим наивным родственником для решения своих проблем. Но он - брат. И этим все сказано.
Почему Балабанов снял это кино, а не, к примеру, Бодров-старший? Ведь весь фильм крутится вокруг героя Сергея Бодрова, этакого моторчика, который без хлопот стойко вертит все повествование. Ведь уже был к тому времени создан бодровский "Кавказский пленник", а в 1999 году и "Восток-Запад"?
Тогда получился бы другой фильм, тоже качественный, но по своему, другой. Более степенный, поучительный именно своим небесным поучением. Анархист Балабанов гениально отснял свои метры материала, в котором нет никакого поучения кроме того, что исходит из соков главных героев.
Жизнь как дыхание. Свет как вспышка. Мораль не в всеобъемлющей доброте, а в вороненом исцарапанном стволе револьвера, направленного на глумящихся безбилетников. Потому что это логично. И справедливо. В этом туннеле путь к свету добра ближе, чем через вечные истины. Динамика времени накладывает свой характер на фильм.
Картина вышла весьма удачной. Она принесла широчайшую известность Алексею Балабанову, а Сергей Бодров-младший и вовсе стал культовой "иконой времени". Журнал "Афиша" включил фильм в "Лучшие сто русских фильмов". В 1997 году и Балабанов и Бодров получили Гран-при премии фестиваля "Кинотавр". Весь музыкальный ряд, использованный в фильме, получил новое дыхание. Русский рок ожил, заиграл новыми красками, обрел новое звучание.
Интересные факты:
Фильм был снят за тридцать один день.
Фильм обошелся в 10 тысяч долларов США. Многие актеры сняли в "Брате" бесплатно, по знакомству, так как у устроителей фильма не было денег на их оплату.
Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров, купила художница Надежда Васильева на блошином рынке рублей за тридцать пять рублей.
В канской программе "Особый взгляд", которая шла после главного кинофестиваля в мае 1997 года, около тысячи зрителей, смотревших русский фильм, устроили грандиозную овацию.