Найти тему

Зачем в кино используют «скрытую рекламу», если существует прямая?

Очень аппетитный переизбыток рекламы в фильме «Папе снова 17» (2009)

Продакт плейсмент («скрытая реклама») применяют потому, что зритель отторгает рекламную информацию и использует в психике «рекламные фильтры». Для обхода сопротивления рекламную информацию в кино камуфлируют под естественную («случайную»), что позволяет передать зрителю информацию напрямую в бессознательное в обход критического осмысления.

Например, в «Антикиллер 2» (2003, реж. Кончаловский) показали не просто телефон, а еще и реакцию радости на него. В психологии это называется «якорение», то есть выработка ассоциации или рефлекса нужной эмоции на объект.

Несколько примеров из фильмов, как «якорят» нужную реакцию на продвигаемые товары:

Зрители думают, что в кино отражают реальность, ведь из фильма они узнают, как в жизни упомянутая модель телефона вызывает у людей радость, а на самом деле это зрителей учат («дрессируют») радоваться этому телефону.

Фильмы больше других СМИ формируют мировоззрение, так как работают с визуальными образами и содержат сюжет, интерпретируемый бессознательным (подсознанием), как личный опыт.

При просмотре фильмов люди входят в психическое состояние, напоминающее транс, меняющее даже выражение лица. Измененное состояние сознания необходимо для погружения в иллюзию реальности происходящего на экране, чтобы фильм «захватил» зрителя (иногда так и говорят: «захватывающий фильм»), при этом мыслительные процессы работают по-другому, человек переживает происходящее на экране, как личный опыт.

Выражение лиц при просмотре телевидения: «Дети потерялись в другом мире». Фотопроект австралийского фотографа «Idiot Box»: портреты детей с пустым выражением лица, прилипших к «зомбоящику»
Выражение лиц при просмотре телевидения: «Дети потерялись в другом мире». Фотопроект австралийского фотографа «Idiot Box»: портреты детей с пустым выражением лица, прилипших к «зомбоящику»

Тем временем пока сознание зрителя отвлечено, минуя его критическое восприятие, внедряют ложный опыт, например, красивые актеры пьют и курят, создавая ложное убеждение, что алкоголь и табак – это нормально для здорового человека. Происходит внушение.

В книге Ольги Березкиной «Product Placement. Технологии скрытой рекламы» приводится пример, как уже в 1949-м году подспудно навязывали сигареты «Camel». В американской передаче «Человек против насилия» это делалось с четкой инструкцией для телевизионщиков: «Не допускайте, чтобы актер, задействованный в сцене с сигаретой, выглядел непривлекательно или недостаточно респектабельно. По сценарию эпизоды с курением сигарет не должны отождествляться с негативными сценами или ситуациями».

Пропаганда курения обнаружена в фильмах 1937-го года?
Владимир Шека за Трезвость11 января 2022

Я бы сравнил фильмы со сказками, которые родители читают в детстве детям перед сном. Важность влияния хороших сказок на воспитание ребенка понимает любой родитель, а разница сказки и фильма в том, что, слушая сказку, ребенок видит историю в своем воображении рисуя мыслеобразы самостоятельно, а кино показывает кем-то подобранные визуальные образы. Тут начинается самое интересное: какие образы показывают и с какими целями?

-2

Именно визуальная составляющая лучше всего позволяет манипулировать людьми, ведь в видеоряд можно добавить любой товар или модель поведения, например, персонаж будет пить не просто напиток, а изделие определенной марки, и это происходит не в акценте внимания сознанием, а на фоне или как бы между делом. Эффективность внушения от «скрытости» технологии не только не теряется, а возрастает в разы.

Осознанием скрытого влияния в кино мы в первую очередь занимаемся на этом Дзен канале. А с продакт плейсмента начали потому, что эту технологию проще всего осознать, ведь есть множество доказательств ее применения и эффективности. Есть даже тендеры на сайте государственных закупок России по продакт плейсменту алкоголя в клипах молодежных рэп-исполнителей, есть договоры о продакт плейсменте, обнародованные благодаря спорам в суде заказчика и исполнителя.

Трудно представить, насколько много есть фактов, неизвестных широкой публике, меняющих представление о происходящем. Вся эта информация разрозненна и не представлена системно в одном месте, надо лишь сложить из нее мозаику и понять, настолько сильно средства массовой информации определяют наше поведение. Интересна технология продакт плейсмента тем, что если вы ее осознаете, то сможете увидеть и более тонкие (но не менее важные) манипуляции, которыми полны фильмы и другие СМИ.