Итак, поездка в Суздаль состоялась. И она, увы, оказалась сильно ниже ожиданий. Не то, чтобы Суздаль совсем разочаровал: сюда определённо стоило приехать на один день. Но - ниже ожиданий.
Есть три вещи, которые просто возмутили. Об уборке улиц и общепите расскажу при случае отдельно. Сегодня - сел на своего любимого конька - про музейную экспозицию в Суздальском кремле.
Описывать выставку в целом не буду. Эта информация есть в путеводителях по городу; имеющий гугл и желание - да обрящет.
Чтобы вы понимали моё возмущение, покажу сначала вот эту фотографию.
Энколпион. Точнее, верхняя половинка от него, без навершия и ушек для крепления. Он же - крест-мощевик, своего рода ковчежец, имеющий внутри полость. Туда клали фрагменты мощей святых, кусочки их одежды и так далее.
Вот тут есть хорошая статья про исследование содержимого энколпионов современными научными методами без вскрытия. Очень познавательно. Интересующимся - настоятельно рекомендую к прочтению.
По датировке таких предметов я не силён, поднимать подобное не доводилось. А подняв - прыгал бы и плясал. Вещь, мягко говоря, весьма нечастая.
Так вот... всё нормально на фото? Точно нормально?
А вот так?
Три высверленных ровных отверстия, штатно в энколпионе не предусмотренных. Вероятно, на них створку когда-то крепили к экспозитору. Потом, правда, одумались и закрепили как-то иначе.
Не знаю, как оценить это варварство, не используя обсценной лексики. Если створка подлинная, то за такое музейщикам надо обрывать руки и пришивать их к основной точке опоры. Им там самое место. Если же створка поддельная, и её высверлить не жалко, то что она делает в музее?
Кстати, о подлинности.
Извиняюсь за качество фото. Было темно, и монеты находятся за стеклом. Справедливости ради, назвать этот фуфломицин монетами нельзя. Это даже не шанхайский монетный двор, где минцмейстер - старый дядюшка Ли Бяо - пытается добиться хоть какого-то соответствия оригиналу. Это хуже.
Допустим, то, что медь сверкает, как у старательного кота место, которое он тщательно вылизывает, я еще понять могу. Народу нравится, поэтому монеты полировали напильником, а затем пастой ГОИ, видимо.
То, что серебряные монеты, которые в кадр не попали, стоят небольшое состояние... ну, что сказать, хорошая дорогая экспозиция, да.
Но монеты, повторюсь, выставлены за стеклом. А стекло за верёвочкой. И подойти вплотную, чтобы рассмотреть, не получается. Поэтому, дабы посетители, заплатив 450 рублей с носа за вход, видели товар лицом, монетки... немножко увеличены в размере. В среднем, примерно, раза в полтора.
Следующий раз я ругался возле стендов, посвященных материальным предметам финно-угорских времён.
Кресала целые, красивые. Убитые чисткой, но об этом позднее.
По инструментам я не силён; придёт Дварф и выскажет своё веское мнение. А вот ножи... всё в порядке?
Для интересующихся - вот очень неплохая заметка про бытовавшие на Руси ножи. Не исчерпывающая по объему информации, разумеется. Скорее обзорная. Хотя бы даёт общее представление о предмете, и отсылки к работам, в которых можно ознакомиться с матчастью более предметно.
Так вот, к чему я. Нож прямо под кресалом - он, имхо, точно не имеет отношение к мерянам. Это скорее вторая половина XVII века или моложе. Но, по мнению составителей музейной экспозиции, он финно-угорский.
Выглядит так, как будто архи нашли наслоёнку - бывают такие места, где находки идут в одном слое и по древнятине, и по поздним временам, как будто между ними ничего и не было - и среди действительно старых предметов подняли ножичек помоложе. А с датировкой возиться не стали.
Сюда же, кстати, ещё два момента про любимых Дварфом финно-угров. Да, зооморфные фигурки адекватны, как американские президенты на зеленых купюрах. Что им сделается то, они же из оловянистой бронзы.
А вот змеевик весьма сильно пострадал при реставрации. Комментарий от супруги: "Слушай, а что они с ним делали? Такое ощущение, что что-то не то". И это от человека, далёкого от всякой археологической тематики. Просто оценка на основе визуального восприятия.
Тут, конечно, можно развести вечный холивар про разницу в терминологии, дескать, чистка, консервация и реставрация - совсем не одно и то же. Но... в общем, как-то грустновато смотреть.
Что же касается реставрации железа. Понятное дело, что всё очень сильно зависит от качества исходного материала, и совсем уж ушатанное красиво не сделаешь.
Но на фото выше - финно-угорский наконечник стрелы и накладка непонятного предназначения, найденная вместе с ним. Работа мастера, хотя для него и рядовая. А на фото ниже - извиняюсь за его качество - варварство.
Кстати, стоит у меня дома некое "панно". В своё время, не желая и не умея возиться с нательными крестиками, я их просто немного прокислотил (!), а потом промыл и покрыл слоем краски. Примерно вот так, как на фото ниже.
Мне сейчас стыдно, что при этом пару неплохих крестиков испортил. Остальные были в таком сохране, что не жалко, в общем то.
А сотрудникам музея, видимо, нет - часть крестиков век на XV-XVI, в т. ч. один очень забавный криновидный, "отреставрировали" именно таким способом.
Второй момент. Все выставленные по мерянам предметы подняты археологами при раскопках неких захоронений тех времён. И, видимо, это были весьма небогатые захоронения. Потому что нормальная финно-угорская однодворка при тщательном поиске даёт сопоставимое количество находок просто по верхам, без раскопок. А с собой в мир иной в те времена принято было брать всё нужное, да.
Так что в музей, как мне кажется, экспонаты от археологов попали по принципу "бери боже, что мне не гоже". Куда ушло то, что гоже - вопрос открытый.
.....
Отдельно доставил экскурсовод, вещавший группе туристов в благодарно развешенные уши что-то там про потомков дьяковской культуры. Где суздальский кремль по временной шкале, где оборонительный вал вокруг него и где дьяковская культура...
Не стал вмешиваться и портить людям праздник знакомства с непознанным. "Мне за это не заплатили" (с).
.....
Ну и далее жена меня постоянно одёргивала, когда начинал фырчать.
Неважно, что некоторые выставленные там пуговицы-гирьки вполне себе тянут на амулеты-ароматницы.
Без разницы, что всякое-разное черметно-кузнечное выкладывается на общий стенд, типа "предметы быта и народные кузнечные промыслы". Можно, конечно, подписать, что вот это - светец, что вот этим концом он вбивался в стену, а в этот "расщеп" вставлялась лучина. Можно подписать, что это в своё время, с учётом всех утрат, было удилами. А это - подковы-"бабочки". Их, кстати, и датировать можно более-менее корректно, в отличие от предыдущих экспонатов. Те то имели бытование в неизменном виде на протяжении долгих веков. Можно, но кому это нужно?
.....
По предметам, выставленных в других разделах экспозиции, я не силён. Иконы. Древние книги. Оружие, броня. Но налажавшему единожды (а единожды ли?) веры нет.
Так что, имхо, музейная экспозиция в Суздальском кремле - подборка развесистой клюквы, сделанная непрофессионалами для развлечения публики. Ни о какой достоверности, историчности и так далее, как мне кажется, речи не идёт.
И это печально.
P.S. Соберусь попозже с духом, и сделаю заметку-фотоподборку про сам город. Он, конечно, ужасен, но церкви в нем красивые.