Это была трагическая история любви, от которой, в той или иной степени, пострадали все главные герои. Двое из них - были выключены из жизни, и только один остался на плаву, но, уверен, что он, несмотря на свой молодой возраст, очень рано повзрослел от всей этой ситуации, получив свой главный жизненный урок. Речь идёт о советском художественном фильме "Прощай, шпана замоскворецкая...", 1987 года выхода.
Создатели фильма настолько чётко уловили идею своей истории, что ты проникаешься всем происходящим сразу, с первых минут. Фильм хорош и тем, что он именно о молодых людях, судьбы которых тесно переплетены с родителями, друзьями, соседями и т.п. Действующих лиц много, однако это не даёт повод "разбежаться глазам" и не перебивает внимание, даже самого маленького зрителя.
И всё таки, я рассматриваю этот фильм как психологическую драму. Ты, зритель, остаёшься в напряжении на протяжении всей этой истории. С первых кадров, присутствует ощущение какого-то мрака, повсеместной темноты и даже безнадёги. Создателям фильма удалось сохранить это ощущение во всей своей картине, и, несмотря на то, что фильм, для одного из главных героев, окончился на "хорошей ноте", ощущение трагедии всей этой истории, ни на миг никуда не уходило и не ушло.
Особое место в фильме, безусловно, занимает музыкальное сопровождение композитора Николая Каретникова. Главная тема, исполненная оркестром, а в конце фильма, и хором, дающим "похоронный эффект", усиливает драматургию всей картины.
Сюжет фильма
Весна 1956 года. Действие начинается с того, что компания подростков, местная гопота, пришла на "стрелку". Они сидят в укрытии, на верхних этажах старого дома. В ожидании разборки и двое парней пятнадцати лет отроду - Роберт Шулепов и Володя, по кличке "Богдан". Начавшаяся драка между двумя компаниями, чуть было не переросла в поножовщину, так как Роберт получил ранение руки.
Вернувшись в коммуналку, где, по соседству, проживают Роберт и Богдан, подростки расходятся по комнатам, однако Богдан становится свидетелем завершения скандала, произошедшего между его матерью, Верой, и контуженным в Великую Отечественную Войну, отцом-алкоголиком Егором. Соседки по квартире связывают драчливого Егора, а Богдан вступается за мать.
Костя, одноклассник Роберта и Богдана, приглашает друзей к себе в гости. Отец Кости является военным конструктором, у которого есть шикарная квартира в хорошем доме, новый автомобиль, деньги и красивая жена. Мать Кости, Елена, недовольна тем, что сын привел в дом мальчика (Роберта), отец которого сидит, да ещё и как политзаключенный. Богдан тайком берет со стола конфеты. Это видит Елена, на что говорит ему, что и так даст всё это с собой. Богдан отвечает ей, что взял конфеты не для себя, а для сестёр, и убегает из их квартиры, из-за стыда за свой поступок.
Роберт находит Богдана на крыше Костиного дома. В разговоре на крыше, Роберт сначала предлагает Вове-Богдану уехать "поднимать целину", на что Богдан отвечает, что не может оставить мать, так как на отца надежды нет, а сестры маленькие, их надо "подымать", и вообще - он любит Москву. Далее, Роберт поднимает философский вопрос о пространстве и времени, акцентируя этот вопрос на том, что ему непонятно, где всему конец и край. В итоге, Роберт, кивком с крыши огромного дома вниз, произносит фразу: "Прыгнуть бы туда и сразу все узнаешь".
На прогулке в городском парке, Роберт и Богдан встречают предложение от своего "кореша", гопника Виктора, по кличке "Гаврош", вместе с ним выпить. Там же, ребята знакомятся с Милой, девушкой Гавроша, которой очень понравился Роберт. Милка намного старше Роберта. Она просит Роберта проводить её до дома. Вернувшийся домой, нетрезвый Роберт вызвал гнев своей матери Анны, которая, воспитывая сына в одиночку, сбилась с ног, так как, чтобы они выживали, Анна работает на двух работах, а ночью подрабатывает шитьем на машинке. Мать говорит сыну, что если тот не хочет учиться, пусть идёт работать, так как сын-гуляка ей просто не нужен и содержать такого сына она больше не намерена. На утро, в коммуналке, умирает бабушка Богдана, Роза.
Роберт и Богдан приходят на работу к Милке, в столовую. Девушка от души их кормит столовской едой.
Далее, Роберт и Милка идут на танцы, после которых, сидя в кафе, Милка рассказывает Роберту, что свою мать она недавно похоронила, а отец - слепой инвалид, который, в военное время, будучи танкистом, потерял зрение, и сейчас работает на пошиве мягких игрушек. Сама Милка - содержит младших брата и сестру. На вопрос Милки об отце Роберта, мальчик приходит в ярость, так как его отец сидит в тюрьме как "враг народа". На самом деле, отец Роберта попал в плен и его просто не смогли достойно защитить. В те времена, его было проще посадить, чем разбираться кто прав, кто виноват.
Гаврош обеспокоен периодическими пропажами из вида Милки. Он приходит к ней на работу, однако напарница Милки говорит, что она ушла. Милка же, вместе с Робертом, уходит гулять в городской парк. Они посещают "чёртово колесо", комнату смеха и т.п.
Когда Роберт, на уроке истории, по предложению учителя, вызвался к доске написать сто значимых дат в истории человечества, краем глаза, в окне, он видит картину, как Гаврош избивает Милку. Роберт убегает с урока для того, чтобы защитить возлюбленную, но Гаврош избивает и его. Видя несправедливость, учитель разрешает одноклассникам защитить своего товарища, однако Гаврош угрожает ребятам ножом и скрывается.
Милка окончательно сражена поступком Роберта. Она понимает, что их чувства взаимны, но, зная беспредельный характер Гавроша, и боясь за Роберта, "работает на два фронта".
Роберт и Милка общаются в городском сквере, где их видит знакомый Гавроша. По возвращении пары домой, Гаврош перехватывает влюблённых на улице. Устроив разборку, Гаврош забирает Милку себе, которая сообщает Роберту, что больше она с ним встречаться не будет. Делает она это заявление во благо Роберту.
Роберт понял, что любит Милку и не видеть её, для него - самая настоящая пытка. Он приходит на "блат-хату" к Гаврошу, где мать Гавроша, Антонина, приглашает Роберта присесть к ним за стол. Воры принимают Роберта, так как его отец сидит в тюрьме как политзаключенный.
Эта встреча окончилась ничем. Милка остаётся с Гаврошем. Вместе они идут в продуктовый магазин. Там, воспользовавшись отсутствием кассирши, Гаврош крадёт из кассы огромную денежную сумму. Милка не видит сам момент кражи, так как она стояла спиной к происходящему и смотрела в окно. Гаврош уверен, что она ни о чем не знает. По возвращении на "блат-хату", Гаврош делится "уловом" с авторитетным вором Петровичем.
Позже выясняется, что той кассиршей оказалась соседка по коммуналке Роберта и Богдана, Полина, которой теперь грозит тюрьма. Однако добрые соседи, с миру по нитке, начинают собирать деньги на возврат в кассу, чтобы спасти мать двоих детей от тюрьмы.
Милка приводит Роберта в семейный дом. Слепому отцу Милы понравился этот парень. Роберт увидел, что Милка очень любит отца и младших брата с сестрой.
Узнав, что Полине грозит тюрьма, Роберт, Богдан и Костя берут дорогой костюм отца Кости и, втроём, отправляются на рынок, продавать одежду. Однако продать костюм им не удается, так как они забыли вытащить из него отцовские ордена.
Роберт и Милка загорают на пирсе возле Крымского моста, и Роберт рассказывает девушке об ограблении магазина. Когда пара плывет на теплоходе, Милка уточняет у Роберта время и место кражи, после чего, сопоставляя факты, она понимает, что деньги украл Гаврош.
Гаврош приходит в квартиру к Милке, пытается изнасиловать её, но она вырывается из его объятий и высказывает ему, что знает всё о краже. Она пытается пробудить в Гавроше совесть, но тот угрожает убить её и Роберта. В итоге, Гаврош насилует Милку.
Правда вылезает наружу. Гавроша арестовывают. Милку подкарауливают дружки Гавроша. Обеспокоенный исчезновением возлюбленной, Роберт находит Милку лежащей в подворотне, с ножевым ранением в живот.
Роберт провожает Милку в последний путь, и, тут же, встречает своего, освободившегося из тюрьмы отца.
Прежде всего, отметим потрясающую режиссерскую работу, операторскую работу и шикарную актёрскую игру. Одно то, что на роли второго плана были приглашены знаменитые Тамара Сёмина и Георгий Бурков, уже говорит о успехе фильма. Но "молодежь" играет просто потрясающе. Актерский состав подобран таким образом, что ты, зритель, целиком и полностью оказываешься погруженным в происходящее. Совершенно точно можно сказать, что роль главного гопника "Гавроша", открыла нам актерский талант Николая Добрынина, сыгравшего в этом фильме настоящую сволочь. К сожалению, ни Сергей Макаров ("Роберт"), ни Лариса Бородина ("Милка"), больше не блистали в фильмах, что, при их шикарной работе в "Шпане", на мой взгляд, является огромным упущением для отечественного кинематографа. Впрочем, сейчас это объяснимо. В стране тогда были трудные времена, а дальше - развал Советского Союза и развал кинематографа.
"Шпана" активно демонстрирует зрителю как, даже в те застойные времена, живут богатые, успешные люди, а как живут бедные, порядочные люди и не очень.
Костя, одноклассник Роберта и Богдана, ведёт спокойную, беззаботную жизнь, иными словами, он типичный "домашний мальчик", в отличие от своих друзей, которые постоянно находятся "на острие" каких-либо жизненных событий.
В фильме четко показано и то, что время было такое, когда в честь учителей называли детей, а не так как сейчас, превратили учителя в обслуживающий персонал, о которого можно вытирать ноги (и руки). Люди были отзывчивыми и гостеприимными. Они всё время собирают деньги: на поминки, на спасение соседки от тюрьмы и т.д.
Показано, что даже после того, как Егор избивает Веру, а соседки связывают пьяного дебошира, Вера жалеет его, так как он "её мужик и больной человек". Егор же взывает всех их к совести, ведь он воевал за свободу всей страны. Даже престарелая баба Роза, в исполнении Марии Капнист, после этого скандала говорит: "Завтра я умру. Мне всё это надоело". И исполняет свою волю.
Богдан, который, находясь в гостях, берёт со стола конфеты, думает не о себе, а о своих младших сестрах, которые "никогда таких не ели".
У зрителей часто возникает вопрос: "а кто, всё-таки, "сдал" Гавроша, Милка или Роберт?". "Сдала" его именно Милка. В фильме чётко это обозначено. Во-первых, в момент, когда Гаврош совершал над ней насильственные действия, Милка сказала ему: "За всё ответишь". Во-вторых, один из дружков Гавроша, задавал вопрос Роберту: "Ну, жених, ты кореша сдал?". Роберт ушёл от ответа. Поэтому убили именно Милку, а не Роберта.
Когда после смерти Милки появляется отец Роберта, показана идея о том, что несмотря на то, что умирает один, жизнь продолжается для другого. В финальном кадре, режиссер показывает именно Богдана, который, эмоционально, искренне рад за друга. Таким образом, зрителю демонстрируется настоящая дружба между людьми.
О своих личных впечатлениях
Фильм тяжёлый. Особенно для младшего возраста. Наверное, даже в те времена, должны были иметь место ограничения по возрасту. И это даже не из-за постельной сцены, где для меня тогда "осела" лишь фраза Милки: "Счастье моё...". С другой стороны, посмотрев этот фильм, ты, сам по себе, уже взрослеешь и начинаешь понимать весь ужас происходящего вокруг тебя.
Бабушка, мать моего отца, привела меня на премьеру этого фильма, в 1988 году, в Ленинграде. Я запомнил каждый момент, каждую минуту этого фильма. Мне было тогда семь лет. Этот фильм произвел на меня, того маленького пацана, неизгладимое впечатление. Когда Роберт проводил свою возлюбленную в последний путь, только лишь взглядом на уходящий навсегда катафалк, и вдруг появляется его отец... Эта сцена просто потрясающая. Сдержать слезы удалось с трудом. Боялся опозориться перед бабкой. Никто, даже на миг, не представит себе, что я чувствовал в тот момент. Для моей семьи тогда был особый период. Сейчас я думаю о том, что бабушка, в тот момент, тоже сдержалась, чтобы не опозориться передо мной. Это было взаимно. Мы оба, а также мать, и две сестры, ждали отца. Живым и невредимым.
Автор статьи Александр Богданов
Режиссер Александр Панкратов
Оператор Борис Новосёлов
Автор сценария Эдуард Володарский
Композитор Николай Каретников
Роли исполняют:
Сергей Макаров - Роберт
Лариса Бородина - Мила
Николай Добрынин - Гаврош
Михаил Пузырев - Богдан
Георгий Бурков - Егор
Тамара Сёмина - Антонина
Нина Усатова - Вера
Наталья Попова - Анна
Мария Капнист - баба Роза и другие
#кино #кинотеатр #советское кино #шедевр #москва #советский союз #советские фильмы #жизнь #любовь #смерть