Камбоджа, ранее Кампучия - государство в Юго-Восточной Азии на юге полуострова Индокитай, со столицей Пномпень. Площадь составляет 181 тыс. км². Население более 16 миллионов человек.
Железнодорожный транспорт в Камбодже представлен двумя однопутными линиями с колеей в 1 метр и общей длиной 690 км. Одна из линий соединяет Пномпень с Сиануквилем, другая - Пномпень с Баттамбангом и Сисопхоном.
Но есть в Камбодже еще одна интересная железнодорожная сеть - норри или бамбуковые поезда. Норри кхмерское слово, этимологически восходящее к английскому lorry ("грузовик"), хотя Камбоджа была французской колонией и большую часть заимствованных слов взяла из французского языка. Альтернативное название норри - "камбоджийский бамбуковый поезд".
Вагончик норри изготавливается легко и просто, буквально за несколько дней. По сути, на оси от старых вагонеток устанавливается бамбуковый настил. Надо сказать, что норри постепенно совершенствуются. так изначально в движение они приводились с помощью весел, однако далее тележки были моторизованы, с применением мотоциклетного или тракторного двигателя. До 2016 года у норри не было даже тормозов, торможение осуществлялось двигателем или, если скорость была невысокой - ногами. С 2016 года было принято постановление об обязательном оснащении норри тормозами. При этом, надо отметить, что такие тележки могут развивать вполне приличную скорость в 40-50 км/ч. На одной тележке размещается один турист, водитель, и мопед, но практически всегда, пассажиров ездит несколько человек.
Ездят норри по пути метровой колеи, только вот разъездов нет, поэтому скрещение "поездов" осуществляется необычным способом, если два норри едут навстречу, то более легкую вагонетку снимают с путей, для чего тележки даже снабжены ручками.
Во время гражданской войны в стране, из-за того, что минировали пути, норри составляли в поезда из нескольких вагончиков, причем первые из них были пустыми и взрывались на минах, там можно было обезопасить себя и груз.
С середины 2000-х годов страна индустриализировалась, и значение норри постепенно снижалось. Одна линия за другой забрасывались, и к 2017-му осталось всего несколько маршрутов. В октябре 2017 года были закрыты последние линии норри, местами взамен была пущена нормальная железная дорога. С января 2018 года, благодаря энтузиастам, был восстановлен участок старой французской узкоколейки близ археологической зоны Ват Банон, и там было открыто движение бамбукового поезда. В основном данная система действует как туристическая.
Канал "ПАНТОГРАФ". Использованы материалы Википедии, статья "Норри, или камбоджийские бамбуковые поезда" (автор Тим Скоренко, Популярная механика), статья Бамбуковый поезд в Камбодже (https://fishki.net).
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Двухсекционные "чебурашки" в Польше
Немного железнодорожной экзотики
А Вы знаете, что в Приморье есть место, где работают электровозы-толкачи
#поезда #транспорт #железнодорожный транспорт #железные дороги #железная дорога
#жд транспорт #камбоджа #интересные факты #узкоколейная железная дорога #необычное