Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность моторных нарушений, которые возникли в связи с поражением центральной нервной системы.
Причины этого поражения могут быть разными: кислородное голодание (гипоксия) у ребенка в утробе матери; родовая травма у ребенка; инфекция у матери во время беременности; инфекция у ребенка после рождения. В итоге, главным фактором появления ДЦП является отмирание клеток мозга вследствие различных причин. А как вам известно, за все процессы в организме, в том числе и за моторику, отвечает головной мозг.
Детский церебральный паралич не лечится. Людям с ДЦП необходима пожизненная реабилитация, для того чтобы не допустить ухудшения своего состояния.
Как правило, у детей с ДЦП диагностируют также умственную отсталость, однако поражение интеллекта не является следствием ДЦП. Детский церебральный паралич влияет только на моторные функции. Задержка интеллекта у ребенка, как правило, вызывается сопутствующими заболеваниями.
Уровни ДЦП
Детский церебральный паралич имеет пять уровней:
- уровень первый – ребенок может передвигаться без видимых нарушений;
- уровень второй – ребенок передвигается с видимыми моторными нарушениями (подволакивает ногу, хромает);
- уровень третий – ребенок может передвигаться самостоятельно только при помощи технических средств (трость или ходунки);
- уровень четвертый – ребенок может передвигаться только на инвалидном кресле, при этом удерживая голову;
- уровень пятый – ребенок не может передвигаться самостоятельно даже на инвалидном кресле; двигательная активность снижена почти до нуля; не удерживает голову. Ребенку на пятом уровне необходима постоянная помощь других людей.
Лечение
От ДЦП нет лекарства. Этот диагноз неизлечим. Однако есть методики, которые позволяют детям развиваться физически и интеллектуально. Детям с ДЦП необходима постоянная абилитация (обучение новым навыкам) и реабилитация (восстановление утраченных навыков).
Процедуры :
- лечебная физкультура (ЛФК) – укрепляет мышцы ребенка, тренирует координацию и выносливость, а следовательно, совершенствует двигательные навыки ребенка;
- массаж – налаживает циркуляцию крови, лимфы и других веществ в организме, без которых невозможна его полноценная работа;
- занятия с психологом – во время ментальной терапии ребенок учится адаптироваться к окружающей среде; психолог работает над тем, чтобы ребенок осознал состояние собственного тела и смог, исходя из своих физических возможностей, эффективно взаимодействовать с миром.
Без двигательной активности дети с ДЦП могут жить, но качество такой жизни оставляет желать лучшего. Дефицит движения влечет за собой боль в мышцах и суставах, спастику и затем контрактуры, при которых конечности детей буквально каменеют и уже не могут сгибаться. Чем раньше начать терапию, тем более эффективной она будет.