Самые страшные для нашей психики истории рассказчик берет из реальности.
Как лишить зверя свободы - убивать безнаказанно, если закон даёт ему все права человека?
Как, не нарушая процедуру следствия, доказать в суде, что данное преступление - это зверское расчленение молодой женщины, с целью получения сексуального удовольствия, а вовсе не несчастный случай?
Сценарий на основе реальных событий. Шесть неторопливых серий, в которых отражены будни трехмесячной работы следствия.
Название не запоминается - это ошибка создателей или сознательный выбор?
"Расследование", сериал режиссера Тобиуса Линдхольма, имеет подчеркнуто безликое название.
На первый взгляд, оно как серая обертка, внутри которой скрыта ярко красная пульсирующая сердцевина кровавого триллера.
Но при внимательном, можно заметить, как документальное и художественное сплетаются так красиво и точно, что рассказ обретает черты эпоса.
Название обобщает историю, чтобы стали видны принципы любого расследования и привлекает внимание именно к этому смыслу.
Популярность заранее принесена в жертву. Это особенность всякого по-настоящему умного кино. Но перед нами не обычная европейская "интеллектуалочка" с намеками и символическими отсылками к культурной истории. Зрителя погружают в бытовой процесс самого расследования. Поэтому так и назвали. И, надо сказать, что этот процесс захватывает!
Фильм - скрупулёзно детальный. История рассказана без всякой театральности. Скупо. Она обращена к разуму, но при этом пробуждает сильнейшие эмоции.
Авторская мысль ясна и прозрачна, как озерная гладь.
В этой заметке-впечатлении кратко пересказан сюжет. Моя цель не заинтриговать и убедить вас посмотреть этот сериал, а обсудить его смысл. Поэтому если у вас есть время, то лучше возвращайтесь после просмотра. Если времени нет - узнайте главное за 8 минут.
Фильмы о монстрах популярны. Почему?
В сериале прокурор (его играет Пилу Асбек) очень серьезно отвечает на этот вопрос.
Мне кажется, чем больше мы развиваем свою культуру, тем больше нас притягивает темная сторона.
Фильмы о монстрах относятся по большей части к развлекательному жанру. Даже дети любят эти истории.
Потому что в них всё понятно. Когда монстр - это чудище, мутант, вампир и любое другое фантастическое зло, чтобы справиться с ним у нас всегда есть герои, которые рискуют своей жизнью и в конце концов побеждают.
Но в реальности нам, всем кто вырос на простых сказках о добре и зле, приходится иметь дело с живыми монстрами - людьми, которые охотятся за силой, используя кровь и насилие, чтобы её ощутить.
Они осознанно делают этот выбор, чтобы преодолеть свою человечность, свою растерянность и вырваться из паутины ошибок и неудач.
Кинематограф в последние 20 лет предпринял немало серьезных попыток осмысления темы "монстры среди нас", с энтузиазмом вникая в мотивацию человека хищника, охотника, каннибала. Но острый конфликт между варваром и толерантной цивилизацией почти не раскрыт. Его словно не хотят замечать, возможно, потому что это выгодно тем, кто управляет?
Ничто не опьяняет человеческую психику так, как успех и безнаказанность.
В сериале "Расследование" ученый конструктор, потерпевший неудачу в профессии и склонный к сексуальному садизму, убивает случайную девушку ради наслаждения. И затем растягивает удовольствие, наблюдая за тем, как полицейские не спят ночами в поисках тела, причин убийства и убедительных доказательств.
Журналистка сама позвонила в тот момент, когда он искал жертву. Она хотела написать о его самодельной подводной лодке.
Но для амбиций монстра её добрые намерения ничего не значат - слишком мелко. Лодка была нужна для другого.
Он давно планировал зверское убийство как перформенс (театрально художественное представление). И, чувствуя себя режиссером, садист с самого начала играет со следствием, постоянно меняя показания. Оставаясь при этом неуязвимым с точки зрения закона.
Акценты и детали
- От начала и до конца преступник остается за кадром. Для режиссера его лицо не значительно. Он хочет показать, что важнее борьба людей, которые погружены в повседневную рутину поиска улик.
- Самые значимые сцены и крупные планы отданы спокойному пожилому руководителю убойного отдела полиции Копенгагена, который вот вот станет дедушкой (Йенс Мёллер), и родителям убитой журналистки, их совершенно потрясающе сыграли Рольф Лассгорд и Пернилла Аугуст.
- Пресса, которая любит писать о том, что " изволил откушать" на ужин убийца, противопоставлена честной журналистике: познающей, бесстрашной, любознательной - такой, которой посвятила свою жизнь убитая девушка.
- Больше ста дней идут поиски частей тела на дне моря. Вызывает огромное уважение - сколько людей и с какой тщательностью ищут пропавшую журналистку.
- В большинстве современных детективов случайные жертвы маньяков действительно выглядят как материал для перформенса - их история ничего не значит, она даже не рассказывается чаще всего. В центре убийца и те, кто его ловит.
- В этом сериале всё не так: масштабные картины поиска, карты, цифры, повторяющиеся детали - всё создаёт эпическую ценность отдельной человеческой жизни.
- Тобиус Линдхольм, как я его поняла, стремится безоговорочно убедить зрителя, что достойный человек не должен восприниматься другими людьми как случайная жертва озверевшего психопата. Потому что тем самым - мы унижаем погибшего и возвышаем маньяка.
Мне эта мысль очень откликается.
Причина смерти
- Эксперты не могут однозначно установить, что причина смерти - отсечение головы, и это грозит провалом всей работы обвинения.
- Следователь, отлично разобравшийся в материалах дела и понимающий, как велики шансы садиста уйти от наказания, накануне суда печально говорит:
Самое ужасное, что всё это чистая случайность. Её погубила любознательность, вера в людей и смелость: всё то, что мы хотим видеть в своих детях.
Мотив убийцы - это возвращение в эпоху варваров
Потребность в силе, желание получить разрядку и выместить свои неудачи на другом человеке - своего рода деперсонализация мести. Злость на себя и окружающий мир. Древнейший из мотивов.
И мы видим, как потомки древних викингов, скованные нормами современных законов, не могут наказать монстра. Фильм показывает растерянность культурного общества, его беспомощность перед моральным уродом, который выбрал доминирование и власть в самой жестокой первобытной форме.
Вопросы, которые возникают за кадром после просмотра
1. Идеи Ницше, Достоевского, истории Гитлера и Сталина - все сюжеты о сверхчеловеке мы сегодня привыкли воспринимать как ошибки прошлого. Но что если это и ошибки будущего?
2. Можем ли мы, опираясь на ценности гуманизма, противостоять хищникам, одетым в камуфляж человечности? Или нам стоит серьезно пересмотреть такие понятия как "человеческая личность", "культура" и "принципы правосудия"?
Потому что если мы и дальше будем применять к нравственным выродкам те же права и свободы, что и к людям с личными моральными ограничениями - ничего кроме тотального господства монстров мы не получим.
3. Много ли в современном обществе людей, которые верят, что личности, добравшиеся до самых вершин власти, действительно, имеют хоть какой-то нравственный стрежень?
Я очень надеюсь, что такое всё ещё возможно. Но насколько вероятно?
Ведь мы никогда не знаем, кто эти люди - на портретах накануне предвыборной гонки. Особенно, когда страна такая огромная, как Россия. Мы видим только усилия специалистов по репутации. Мы голосуем за маску!
Но никто же не думает, ставя эти галочки, что, возможно, наделяет властью какого-нибудь садиста, педофила, чикатилку... А думать стоило бы.
Несем ли мы ответственность перед жертвами?
О, да! Я считаю, несем - за каждую галочку!
И вот почему демократия в огромной стране - это очень опасная игра в рулетку, которая далека не только от справедливости, но и от здравого смысла.
Тревожная развязка
В сериале следственная группа датчан справилась с задачей. Им помогли шведы, приславшие уникального пса, который может учуять жировые следы тела даже под водой.
Девушка следователь исходила из убеждения, что перед ней вовсе не идеальное преступление, а грязное варварское убийство и поэтому, преступник должен был наследить. Так и оказалось, и они нашли доказательство, чтобы посадить монстра на пожизненное.
Но это очень зыбкая победа. Она тревожит.
Во-первых, зачем сохранять ему жизнь?
Неужели кто-то верит, что психопат, для которого насилие - это источник оргазма, может изменится? Конечно нет. Но система одинакова для всех. И это само по себе - уже ошибка.
Но пусть даже этот "ученый конструктор" проведет остаток дней проедая деньги налогоплательщиков, и это в итоге даст кому-то из нас ложное чувство гуманности - не страшно.
Но вдруг родители девушки или её любимый человек предпочли бы увидеть, как монстру тоже отрубят башку? В порядке древнего - око за око. Почему у них нет на это права? У них нет даже права голоса в решении участи убийцы в итоге всех наших культурных достижений. В этом есть что-то дико несправедливое, по моим ощущениям.
Во-вторых, угроза всё равно остаётся.
Мы знаем, что уже завтра появится более умный и осторожный хищник, который займет ключевую должность в структуре власти. И он то, уже наверняка, уйдет от возмездия и будет устраивать свои перформенсы, насмехаясь над работниками системы.
Даже над такими преданными и старательными, как показано в этом сериале.
А что можно сказать о нашей российской реальности, где правовая система коррумпирована по самую Чукотку и давно подгнила, начиная с головы?
Наталя Артемьева
#расследование
#сериал расследование
#скандинавские сериалы
#сериалы Дании
#сериалы норвегии
#шведские сериалы
#умное кино
#серьезное кино
#киноискусство
#датские сериалы