Найти в Дзене
COBSAR UMOC (Beach analytics)

Интерактивные методы в полевых практиках.Кобзарь Г.В.

Интерактивные методы обучения – это методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение, таким образом, - обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

В географических дисциплинах применение активных методов используется уже достаточно давно, и они показали свою эффективность. Однако в условиях полевых практик сейчас создаются благоприятные условия для применения интерактивных методов, с опорой на активное взаимодействие студентов между собой, что и обусловило актуальность данной работы.

Задачей данного исследования была разработка на основе методов активного и интерактивного обучения заданий для проведения практических занятий по географическим дисциплинам в условиях полевых практик института наук о Земле СПбГУ.

Практические занятия составляют значительную часть всего объёма занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Среди методов проведения практических занятий с использованием активных форм обучения наиболее интересны кейсовый метод и квест.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Применение кейса при проведении практических занятий:

При подготовке к практике группа студентов делится на мини группы по 2-3 человека, не более, чтобы обеспечить высокую вовлёченность студентов в работу и высокой ответственности за выполнение результата задания. После разделения на группы, студентам выдаются материалы задания, и дается 15 минут для ознакомления с ним. После ознакомления с заданием, обучающиеся могут задать уточняющие вопросы. После разъяснений у каждого обучающегося должно сформироваться целостное представление о представленном задании. Группы рассаживаются за компьютеры, оснащённые необходимым программным обеспечением. Студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя конспект лекций, учебные пособия и другие компактные методические издания.

В качестве примера может служить задание «Используя литературные и картографические материалы выбрать наиболее интересную с физико-географической точки зрения площадь территории в пешей доступности от базы СПбГУ «Приладожская». Объяснить свой выбор, предложить оптимальную величину площади и провести виртуальную экскурсию, используя компьютерные технологии для презентации».

Применение квеста при проведении практических занятий:

Квест «Организация туристских маршрутов по территории памятников природы» был разработан в рамках летней ландшафтной практики студентов кафедры страноведения и международного туризма.

В результате работы созданы, исследованы и апробированы новые туристско-экологические маршруты в окрестностях учебных баз СПбГУ

С помощью данного квеста развиваются следующие мыслительные и практические навыки: умение делать выводы, навыки критического мышления, навыки творческого мышления, решения проблем, наблюдения и классификации, сравнения, работы в команде, достижения компромисса, навыки полевых исследований и камеральной обработки данных, исследовательской работы при неблагоприятных ландшафтных и погодных условиях.

Учащиеся делятся на 4 группы. Первые две группы являются проектировщиками, исследователями и затем экскурсоводами, поэтому выбирают 2 отдельные территории для своей работы в дальнейшем. Другие 2 группы являются «проверяющими» и одновременно туристами (иностранными и российскими соответственно) – выполняют функцию проверки и оценивания. По окончанию работы группы меняются.

Итоговой работой является успешное прохождение каждого учащегося в качестве экскурсовода, правильные ответы на вопросы и составлении рекламных буклетов маршрута в целом и по своему отрезку пути.

Разработанный квест является увлекательной альтернативой экскурсионной части ландшафтной практики для студентов 2 курса.

Применение описанных в работе методов активного обучения при преподавании курсов географических дисциплин в условиях полевых практик способствует наиболее эффективному усвоению материала студентами.

Поддержать развитие канала и связанных проектов можно любой суммой по ссылке: https://sobe.ru/na/beach_analytics

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. - М., 2004.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 103-104.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.

Поддержать развитие канала и связанных проектов можно любой суммой по ссылке: https://sobe.ru/na/beach_analytics