Найти в Дзене

Чем отличается «скрытая реклама» от «продакт плейсмента»? И причем тут «подспудное навязывание»?

Оглавление

Фильм с Джимом Керри «Шоу Трумана» (1998) стеб над «скрытой рекламой»

Если упрощено, то продакт плейсмент (product placement) – это неявная реклама товаров методом их демонстрации в фильме, книге, телепередаче и прочих СМИ. Задача продакт плейсмента рассказать о товаре так, чтобы зритель сформировал мыслеобраз товара, приняв информацию за чистую монету, не включая критическое мышление.

В «Антикиллер 2» (2003) вся техника бренда Panasonic

Например, телефон определенного бренда в кино покажут так, чтобы зритель обязательно заметил название производителя, иногда постараются раскрыть его преимущества. К примеру, в фильме «Антикиллер 2» (2003, реж. Кончаловский) персонаж радуется новой модели телефона Panasonic GD87, попутно до зрителя доносят, что в этой модели появилась возможность отравлять фотографии. В каком-то смысле такая сцена заменяет ролик прямой рекламы на телевидении, только это эффективней, так как зритель не осознает рекламный характер информации, и не включает критическое мышление.

Нередко манипуляция продакт плейсмента строится на демонстрации положительной реакции. Например, персонажи восторгаются или радуются продвигаемому товару, формируя тем самым зрителю мыслеобраз со схожим отношением к товару. Это вызывает желание купить навязываемую вещь, чтобы испытать аналогичные эмоции.

Отличие продакт плейсмента от скрытой рекламы

Фрагмент Закона о рекламе
Фрагмент Закона о рекламе

Иногда продакт плейсмент называют «скрытой рекламой», но это не совсем правильно. Юридически это разные вещи, так как у них два отличия: 1) скрытая реклама фигурирует в Законе о рекламе и она запрещена, а продакт плейсмент в законах даже не упоминается; 2) единственный конкретный прием скрытой рекламы в законе определен, как «двойная звукозапись», но в продакт плейсменте его и так не используют. В остальном определение скрытой рекламы в Законе слишком размыто.

-2

Если вы встречаете даже в крупных СМИ словосочетание «скрытая реклама», то в 99% случаев имеется в виду «продакт плейсмент», а не запрещенная по закону «скрытая реклама», так как мало кто из журналистов понимает разницу. Я бы вместо «продакт плейсмент» использовал термин «подспудное навязывание», так как для носителя русского языка он лучше отражает суть в мыслеобразах.

Не продакт плейсмент, а подспудное навязывание

Будем называть вещи своими именами: не «скрытая реклама» и не корявый «продакт плейсмент», а подспудное навязывание. Называя вещи своими именами, сразу понимаешь суть явления.

Подспудно – незаметно, скрыто, тайно, неявно. По-моему, это делается в обход сознания.
Навязывать – заставлять, принуждать против желания и воли. Это насилие.

Думаю, больше всего в каждом фильме (за редким исключением) подспудно навязывают алкоголь и табак. 90% кинокартин не обходятся без связки «алкоголь+табак», и в среднем 1-2 минуты хронометража уделяется сценам с этими ядами.

Предлагаю обсудить насколько удачны термины, формулировки и определения. Все это лишь мое мнение, необязательно правильное.