Фильм с Джимом Керри «Шоу Трумана» (1998) стеб над «скрытой рекламой»
Если упрощено, то продакт плейсмент (product placement) – это неявная реклама товаров методом их демонстрации в фильме, книге, телепередаче и прочих СМИ. Задача продакт плейсмента рассказать о товаре так, чтобы зритель сформировал мыслеобраз товара, приняв информацию за чистую монету, не включая критическое мышление.
В «Антикиллер 2» (2003) вся техника бренда Panasonic
Например, телефон определенного бренда в кино покажут так, чтобы зритель обязательно заметил название производителя, иногда постараются раскрыть его преимущества. К примеру, в фильме «Антикиллер 2» (2003, реж. Кончаловский) персонаж радуется новой модели телефона Panasonic GD87, попутно до зрителя доносят, что в этой модели появилась возможность отравлять фотографии. В каком-то смысле такая сцена заменяет ролик прямой рекламы на телевидении, только это эффективней, так как зритель не осознает рекламный характер информации, и не включает критическое мышление.
Нередко манипуляция продакт плейсмента строится на демонстрации положительной реакции. Например, персонажи восторгаются или радуются продвигаемому товару, формируя тем самым зрителю мыслеобраз со схожим отношением к товару. Это вызывает желание купить навязываемую вещь, чтобы испытать аналогичные эмоции.
Отличие продакт плейсмента от скрытой рекламы
Иногда продакт плейсмент называют «скрытой рекламой», но это не совсем правильно. Юридически это разные вещи, так как у них два отличия: 1) скрытая реклама фигурирует в Законе о рекламе и она запрещена, а продакт плейсмент в законах даже не упоминается; 2) единственный конкретный прием скрытой рекламы в законе определен, как «двойная звукозапись», но в продакт плейсменте его и так не используют. В остальном определение скрытой рекламы в Законе слишком размыто.
Если вы встречаете даже в крупных СМИ словосочетание «скрытая реклама», то в 99% случаев имеется в виду «продакт плейсмент», а не запрещенная по закону «скрытая реклама», так как мало кто из журналистов понимает разницу. Я бы вместо «продакт плейсмент» использовал термин «подспудное навязывание», так как для носителя русского языка он лучше отражает суть в мыслеобразах.
Не продакт плейсмент, а подспудное навязывание
Будем называть вещи своими именами: не «скрытая реклама» и не корявый «продакт плейсмент», а подспудное навязывание. Называя вещи своими именами, сразу понимаешь суть явления.
Подспудно – незаметно, скрыто, тайно, неявно. По-моему, это делается в обход сознания.
Навязывать – заставлять, принуждать против желания и воли. Это насилие.
Думаю, больше всего в каждом фильме (за редким исключением) подспудно навязывают алкоголь и табак. 90% кинокартин не обходятся без связки «алкоголь+табак», и в среднем 1-2 минуты хронометража уделяется сценам с этими ядами.
Предлагаю обсудить насколько удачны термины, формулировки и определения. Все это лишь мое мнение, необязательно правильное.