Найти тему
Строительный мир

Участок железной дороги между РФ и КНР откроют в Монголии летом 2022-го

В середине лета 2022-го в эксплуатацию сдадут железную дорогу протяженностью 414 км от каменноугольного месторождения Таван-Толгой, расположенного на юге Монголии в пустыне Гоби, до Зуунбаяна, а также 267-километровый участок от первого до Гашуунсухайта (граница с КНР). Эта линия станет частью масштабного проекта по созданию новой стальной магистрали, объединяющей сразу три государства.

В дальнейшем «железку» предполагается протянуть на северо-восток через Сайншанд до Чойбалсана (станция Баянтумэн). От последнего однопутная железная дорога идет в сторону Забайкальсого края (Россия) до станции Соловьевск. Эту линию проложили еще в 1930-х. Было время, когда по ней ходил пассажирский поезд «Москва – Баянтумэн».

Каменноугольный бассейн Таван-Толгой является одним из крупнейших месторождений полезных ископаемых в Монголии с запасом 6,5 млрд тонн сырья; его открыли в 1967 году. Однако долгие годы главной проблемой оставалась логистика. Грузовиками попросту невозможно обеспечить вывоз необходимых объемов угля. К тому же использование этого вида транспорта, поднимающего горы пыли, наносит ущерб природе, на что неоднократно обращали внимание местные власти.

Вопрос о создании железнодорожного сообщения от месторождения до границ Китая и России обсуждался давно. Наконец, в 2018-м приступили к долгожданному строительству участков «Таван-Толгой – Зуунбаян» и «Таван-Толгой – Гашуунсухайта». Ожидается, что после ввода этих веток экспорт угля увеличится минимум в четыре раза — до 30-50 млн тонн в год.

Построенные ветки от месторождения в южном и восточном направлениях соединяются с Трансмонгольской железной дорогой через Сайншанд. От последнего на юг линия идет через Замын-Уудэ во Внутреннюю Монголию (Цзинин, Китай) и далее на Пекин (колея 1520 мм сменяется на 1435 мм). И на север через столицу Улан-Батор и город Сухэ-Батор до России — станция Наушки (Бурятия); в Улан-Удэ соединяется с Транссибом.

© ЗАМ, ТЭЭВРИЙН ХӨГЖЛИЙН ЯАМ (Министерство дорожного и транспортного развития Монголии) / mrtd.gov.mn (Действующие (черным), строящиеся и планируемые железнодорожные линии Монголии)
© ЗАМ, ТЭЭВРИЙН ХӨГЖЛИЙН ЯАМ (Министерство дорожного и транспортного развития Монголии) / mrtd.gov.mn (Действующие (черным), строящиеся и планируемые железнодорожные линии Монголии)

В 2013 году правительство Монголии объявило, что ставит перед собой цель построить в общей сложности около 5 тыс. км железных дорог, что даст мощный толчок развитию страны. Частично этот вопрос обсуждался в декабре 2021-го и на встрече главы государства Ухнагийна Хурэлсуха с российским коллегой Владимиром Путиным.

Экономика Монголии — одна из наиболее динамично развивающихся в мире. Существенную роль в этом играет увеличение добычи полезных ископаемых. Сегодня страну считают чуть ли не самым перспективным рынком сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И развитие транспортной инфраструктуры, безусловно, играет особую роль в дальнейшем укреплении государства.