Елена, О многом из военной и послевоенной жизни в Мариуполе не могу написать, так же как и о пути в Баварию. Просто не могу, да и сейчас не уместно, впрочем, один момент: в степи, на ночных остановках, до вагонов, были площадки, огороженные колючей проволокой, в центре яма, над ней две доски крест-накрест, а в яме тела мёртвых людей… Это был туалет.
Дедушка (1899 г.р.). Во время Гражданской войны у него пострадала правая рука, так что в 41-м он оставался в Мариуполе. Потом, после того, как ушли румынские фашисты (именно они заправляли в городе всем, кроме производственных корпусов и порта) был вопрос от "местных активистов": почему не взорвал «Азовсталь»..., а в доме всё время прятали чужих детей, уводили их ночами в безопасное место, и, простите, он бухгалтер на хлебозаводе, а не специалист по взрывчатке.
Соседи припомнили, что во время оккупации дед держался особняком и никакого энтузиазма не проявлял – в ту или иную сторону... Сразу после войны арест, лагерь. Попал в шарашку как "ходячий арифмометр" - феноменальный математик, "счётчик" - это его спасло. Много человеческой грязи, очень много. Не смогу написать. У бабушки туберкулёз. После войны трижды меняли место жительства в Мариуполе... Соседи слишком быстро забыли, кто был кем во время войны...
Во время службы в армии отец попал в Хабаровский край. После армии училище, работа чертёжником. Потом поступил в Рыбинск "на кораблестроение", бросил; Академия художеств в Ленинграде. Профессор Аникушин. Диплом. Скульптор.
Один эпизод времён Академии: на фестивале молодёжи и студентов была и немецкая делегация, вечер, танцы, ребят обязали приглашать гостей. Отец пригласил какую-то девушку (опоздал к началу, студенты подрабатывали, где могли и не могли, так что он был несколько не в теме, чья сегодня делегация в зале). Танцуют, разговаривают, вдруг девушка спрашивает: надо же, вы так свободно говорите на баварском диалекте. Т.к. он никогда никому не говорил, что был там, в Баварии во время войны , то до него "в раз дошло", чем ему это может аукнуться... Быстро ушёл, очень переживал, но обошлось без последствий.
...Он очень хороший, талантливый скульптор, но военное "детство" тянулось за ним всю жизнь... Умер в 2007.
P.S. Он работал с Деревом, потому что дерево + руки = скульптура = Жизнь. Эта формула для него сложилась после тех, обычных деревянных ложек, что позволили ему тогда, в 1945, за три летних месяца дойти до дома.
В дни рождения (и мои, и свои), по моей просьбе, вместо всех других возможных подарков, папа дарил мне свои камерные работы из дерева, но однажды подарил ложки, которые вЫрезал сам: мужу, дочке и мне. Простые деревянные... такие же, как те.
Девятое Мая – Святой День.