Найти в Дзене
Ольга Пурчинская

#МоиЛюбимыеАртефакты. Фаюмские портреты

Фаюмский портрет, венчающий саркофаг. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Фаюмский портрет, венчающий саркофаг. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Фаюмские портреты - античные погребальные изображения. Первые образцы этих артефактов появились в Египте на рубеже I-III веков нашей эры, когда он был частью Римской империи. Работы выполнены в технике энкаустика, при которой в качестве связующего компонента красок применяется воск.

Существуют как мужские, так и женские портреты, созданные в технике растопленных красителей, разведенных при помощи воска. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Существуют как мужские, так и женские портреты, созданные в технике растопленных красителей, разведенных при помощи воска. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Название свое этот вид античной живописи получил благодаря тому, что впервые он был обнаружен на территории египетского оазиса Эль-Файюм. Находка датирована 1887 годом и принадлежит королевской британской археологической экспедиции, которую возглавлял сэр Уильям Мэттью Флиндерс Питри.

На многих портретах украшения оформлялись вкраплениями сусального золота. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
На многих портретах украшения оформлялись вкраплениями сусального золота. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Фаюмские портреты - вариация на тему ритуальных изображений, которая родилась и получила повсеместное распространение в Египте под влиянием греко-римских культурных и религиозных традиций. Такие артефакты стали альтернативной заменой привычных древним египтянам траурных масок, которые венчали мумифицированные тела.

Сегодня яркие примеры египетского искусства начала новой эры можно увидеть в постоянной экспозиции многих знаменитых музеев планеты, в том числе Лувра, Британского музея, ГМИИ имени А.С.Пушкина и различных галерей США.

Разные прически позволяют определять не только этническую принадлежность героев портрета, но и время создания изображения. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Разные прически позволяют определять не только этническую принадлежность героев портрета, но и время создания изображения. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

К настоящему моменту искусствоведам со всего мира удалось идентифицировать порядка девяти сотен ритуальных портретов. Подавляющее большинство артефактов было обнаружено в некрополе Эль Файюма. Климатические особенности Египта обеспечили сохранность бесценных находок практически в первозданном виде. Сухой, жаркий воздух не позволил померкнуть краскам.

Первые официальные упоминания фаюмских портретов датированы 1615 годом. Итальянский искусствовед благородного происхождения Пьетро делла Валле, прославившийся своим 12-летним путешествием по странам Азии и Африки, подробно описал эти картины во время пребывания в египетском оазисе Саккара-Мемфис. Привезенные им из экспедиции образцы сегодня можно увидеть в Дрезденском художественном собрании. Серьезное же внимание ценители Прекрасного обратили на этот вид искусства лишь в XIX веке, хотя плодами творчества египетских мастеров начали интересоваться значительно раньше.

А на этом портрете сусальным золотом покрыт не только венец, но и весь фон. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
А на этом портрете сусальным золотом покрыт не только венец, но и весь фон. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

В 1820 году немецкий археолог и путешественник Генрих фон Минутоли приобрел несколько ритуальных изображений по заказу германского правительства, однако до адресата они так и не добрались, поскольку были утеряны во время кораблекрушении в водах Северного моря. Вместе с портретами на дно ушло еще много египетских предметов искусства.

Следующие крупные находки фаюмских портретов были обнаружены значительно позднее, ближе к концу столетия. О первой из них официальные источники сообщили в 1887 году, правда, специалисты прибыли в указанное место слишком поздно, когда большинство ценных экспонатов уже были использованы для розжига костров. В результате из египетской пустыни удалось вывезти лишь два из более, чем полусотни изображений. Точных данных о месте, где это произошло, нет.

Еще один саркофаг, увенчанный фаюмским портретом. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Еще один саркофаг, увенчанный фаюмским портретом. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Восковая живопись, известная среди специалистов под названием «энкаустика», была повсеместно распространена в Древнем Египте. Именно в этой технике создано большинство погребальных портретов. Использованные тогда расплавленные краски позволяли мастерам делать характерные объемистые мазки. На щеки, нос, контуры глаз и подбородок краски полагалось наносить плотным слоем, а волосы и контуры лица следовало писать более жидкими материалами.

Эти пронзительные, выразительные глаза очень живые. Ощущение такое, словно они видят насквозь всех, кто ими любуется. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Эти пронзительные, выразительные глаза очень живые. Ощущение такое, словно они видят насквозь всех, кто ими любуется. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Эта сложная, необычная техника позволила сохранить портреты надолго. Краски почти не выцвели, они и сегодня сохраняют яркость и сочность. Правда, очень важным катализатором стал и жаркий, сухой климат Египта. Определенное состояние атмосферы также способствовало консервации шедевров античной живописи.

Это драгоценный портрет, насыщенный щедрой порцией золота. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Это драгоценный портрет, насыщенный щедрой порцией золота. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Помимо восковых расплавленных красителей, мастера также наносили тончайший верхний слой сусального золота. Драгоценным элементом чаще всего покрывались лишь некоторые части портрета, например украшения или головные повязки, части одежды или венки. В небольшом количестве случаев целиком позолочен фон портрета.

Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Помимо восковых расплавленных красителей, мастера также наносили тончайший верхний слой сусального золота. Драгоценным элементом чаще всего покрывались лишь некоторые части портрета, например украшения или головные повязки, части одежды или венки. В небольшом количестве случаев целиком позолочен фон портрета.

А на этом портрете - величественная пожилая женщина. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета
А на этом портрете - величественная пожилая женщина. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета

Все портреты написаны на древесной основе. Сырье египетские художники использовали как местное (тис, Платан, липа, смоква), так и привозное кипарис, сосна, кедр, дуб, ель).

Эль-Файюм - египетская местность, но в подавляющем большинстве его населяли греки. Ритуальные портреты вобрали в себя культурные традиции юга Европы и севера Африки, западного и восточного миров. Прически персон, изображенных на этих полотнах, позволяют с высокой точностью определить время написания картины.

Источник: http://artrepriza.com/avtor/redactor/2250-moilyubimyeartefakty-fayumskie-portrety.html

#история искусств

#искусство

#артефакт

#фаюмский портрет

#портрет