Казалось, в 90-е годы метал-мэйнстрим погрузился в спячку, и какие-то события происходили лишь в андерграунде. Популярность же завоёвывали неряшливо одетые ребята из Сиэтла с перегруженными гитарами. И в этом царстве уныния и депрессии была одна молодая группа, которая не расхотела играть мощно и жёстко, а ее имя было Pantera.
Музыканты стремились к одному - сделать альбом тяжелее предшественника. И у них получилось! Гитарный строй стал ниже и злее, иногда даже кажется, что струны просто висят на грифе. Ритмы всё так же точны, но более интенсивны и злы, как черти в аду. А голос Фила Ансельмо просто источал ненависть, и одновременно являл искусство петь хриплым рёвом.
В творчестве группы открылась новая страница, на которой они записали два классических альбома в стиле трэш и грув метал. И в дальнейшем, несмотря на успех, команда не облегчала саунд, не «искала себя» непонятно где, а с каждым диском становилась всё агрессивней и яростней.
Pantera не существует уже более двадцати лет, но её помнят до сих пор, переиздания их классики всё ещё способны войти в хит-парады, и далеко не на последних местах. Тысячи молодых звёзд называют именно их своими кумирами, и это неудивительно - без придуманного Пантерой подхода у звуку не было бы множества современных групп, которые по сей день пользуются пантеровскими фишками.
Альбом - «Cowboys from hell»
Страна – США, 1990 год
Стиль – thrash metal
Содержимое: Кто бы мог подумать, что группа, которая в 80-х годах нарезала глэм-метал и делала каверы на Kiss, Deep Purple и Aerosmith, в 90-х резко изменит свое звучание в сторону трэша? Что касается данного альбома, то он вполне следует в канве данного стиля. Он не очень быстр (хотя скоростные отрывки встречаются), но предельно техничен и выразителен - Даймбэг Дарелл отрабатывает целую серию сочных, цепляющих и запоминающихся риффов. Вокал Ансельмо тоже весьма хорош – ярко и эмоционально. Басист и барабанщик дополняют общую картину.
Редкий пример того, как дебют в новом стиле становится альбомом года. Пантера решила сделать всё как никогда лучше, и время соединилось с пространством, на свет появился поистине гениальный альбом. Трэш на этом альбоме не просто классический, он актуальный и неустаревающий. Ни одного ляпа, всё идеально приготовлено и подано к столу в аппетитнейшем виде. Звук просто прекрасный - злой, чёткий. В итоге, классика, которая должна быть у каждого любителя тяжёлой музыки, вне зависимости от стилевых пристрастий.
Лучшие композиции: Отдельно порекомендовать можно заглавный номер, боевики «Shattered» и «Heresy», ну и лирический опус «Cemetery Gates».
Альбом - «Vulgar display of power»
Страна – США, 1992 год
Стиль – thrash groove metal
Содержимое: Обложка альбома точно символизирует его концепцию. Альбом являлся очередным сокрушительным ударом по сердцам металлистов того времени. Фанаты тяжелой музыки были потрясены этим мощным и упрямым релизом. Большую роль сыграли мощное звучание всей группы, а также выразительная гитара Даймбега, железобетонная ритм-секция Винни Пола и Рэкса и разнообразный, экспрессивный вокал Ансельмо. Название альбома олицетворяло характер музыки, которая действительно звучит очень дерзко. Под такую музыку тяжело удержать себя, и если, прослушивая ее, слушатель не будет трясти головой в такт ритм-секции, то его ноги или руки невольно начнут отбивать ритм, гарантирую!
"Vulgar Display of Power" Pantera – это непререкаемая классика, некий монолит, который при всем желании не сдвинуть. Именно благодаря ему группа вышла в первый эшелон, и даже стала называться музыкальными критиками преемником Metallica. Много что тут есть: сокрушительные аранжировки, звериный рык, быстрые и острые как бритва риффы. Слушаем.
Лучшие композиции: Зубодробительные треки следуют один за другим: «Mouth for War», «A New Level», «Walk», «Fucking Hostile», «This Love» и так до самого конца записи. А закрывающая дорожка "Hollow" показывает, как группа может концентрировать душевность, не прибегая к соплежуйству и сентиментальности, чтобы затем взорваться с новой силой.
Альбом - «Far Beyond Driven»
Страна – США, 1994 год
Стиль – thrash groove metal
Содержимое: Пожалуй, самый злой альбом Pantera. Продолжение жесточайшего угара, звук стал еще более тяжёлым и агрессивным. На обложку поначалу планировалось поместить сверло в заду у какого-то бедолаги, но это оказалось слишком для продавцов, и поэтому эту пластинку узнают по синему черепу всё с тем же сверлом.
"Far Beyond Driven" настолько тяжёл и экстремален, что в некоторые моменты становится просто антимузыкальным, и просто диву даёшься, думая о смелости музыкантов, которые не стали идти на поводу у коммерческого тренда и продюсеров, записав столь жёсткий материал. Стиль приблизился больше к кроссоверу, чем к трешу. Это чувствуется даже в соло-партиях, которые и не пахнут мелодичностью.
Вкратце охарактеризовать звук можно примерно так: запильный среднетемповый кроссовер с неимоверно драйвовой ритмикой трэша. В итоге мы имеем работу, в одних местах вливающую в вену очередную порцию адреналина, а в других – димедрола (под вещь «Hard Lines Sunken Cheeks» чуть не уснул).
Лучшие композиции: Пусть здесь нет песни, подобной сумасшедшей "Fucking Hostile", но "Strength Beyond Strength" быстра и четка. Также среди композиций стоит выделить, прежде всего, простенькую и ритмичную "5 Minutes Alone". Не менее достойный опус –"Becoming" закрепляет статус альбома.
Альбом - «The Great Southern Trendkill»
Страна – США, 1996 год
Стиль – thrash groove metal
Содержимое: Во-первых, этот альбом включает в себя самые развернутые композиции Pantera за всю их историю, причем если семиминутная "Floods" никак не разделена и является отдельным номером, то "Suicide Note" состоит из двух осознанно дифференцированных музыкантами разноплановых частей и длится более 9-ти минут, а "The Underground in America" и "Sandblasted Skin" (более 10-ти минут!) - и вовсе одно целое, реприза "The Underground..." изъята, видимо, для более выигрышного использования на концертах, что, кстати, Pantera активно практиковала.
Казалось бы, столь крупные по хронометражу песни никак не могут сочетаться с фирменным стилем техасцев, однако Pantera доказывает абсолютно противоположное, демонстрируя идеальное чувство вкуса и применяя в полной мере весь свой композиторский дар. До безумия угнетающая атмосфера "Floods" и первой части "Suicide Note", сверхагрессивные порывы ее второй части и зловещий рифф из "The Underground in America" действительно действуют на воображение.
Во-вторых, "The Great Southern Trendkill' - калейдоскопически контрастный альбом. Тенденции совмещать т.н. "groove" и блюз, довольно ярко проявившиеся на "Far Beyond Driven" (1994), здесь разгораются с новой силой, слово "southern" в заглавии - не лишенное смысла, но находящее прямое отражение в фантастических гитарных соло открывающего трека, написанных явно под вдохновением от Lynyrd Skynyrd. Отменно звучат "War Nerve" и "Drag the Waters", равно как и "13 Steps to Nowhere" или вышеупомянутая "Floods", а "Suicide Note" (часть 1) - практически самый что ни на есть чистый блюз, лишь с оговоркой на современное звучание. Композиция "Living Through Me" - вполне типичный для Pantera номер с забойной ритмикой, а "10's" удивляет своей меланхоличной проникновенностью и гармоническими решениями.
Несмотря на эклектичность, "The Great Southern Trendkill" - абсолютно монолитный опус без малейших намеков на развал формы.
И, наконец, нельзя не описать той феерии, что на этой записи творят все музыканты. Гитара Даймбэга как никогда лирична и в то же время как никогда властна, ударная секция Винни и Рекса непреклонна ни перед чем, а вокал Ансельмо - пожалуй, самый лучший за всю его карьеру, - обволакивающе мягкий, но сурово серьезный, иногда - сумасшедший, полный дикой злобы.
Лучшие композиции: необходимо упомянуть "10`s" и "Suicide Note pt.1" и, разумеется, самое необычное творение диска - "Floods" (с солом Даймбега Даррела). Многие, конечно, утверждают, что эталонным альбомом Pantera во всех отношениях является "Vulgar Display of Power" (1992), но "...Trendkill" намного сильнее передает саму сущность творчества Pantera. Серьезнейшая и сложная музыка этой пластинки стала воплощением всех самых главных и значимых достижений группы. Очень жаль, что она не сразу была принята слушателем.
Альбом - «Reinventing The Steel»
Страна – США, 2000 год
Стиль – thrash groove metal
Содержимое: В год, когда в метал-индустрии творилась полная неразбериха, странноватые гибриды вроде рэп-метала или металлизированной альтернативы нагло набирали обороты, родился "Reinventing the Steel" – бескомпромиссный, и не открывающий никаких новых горизонтов альбом.
Название оправдано: вновь открывается дикая, необузданная энергия thrash groove в чистом виде. Возникает ощущение того, что оба стиля в определенной степени переосмыслены, и, казалось бы, ничего нового в композиционном отношении нет, однако на первый план выступает своеобразная интерпретация, за счет особенностей которой рождается некая атмосфера.
Заключается новая трактовка в следующем: лаконичность обрамляет сам альбом хронометрическими рамками, не в ущерб содержанию и общему характеру. Главный девиз Pantera - "чем тяжелее, тем лучше" - вступает в очередную стадию развития. При этом "утяжеление" саунда служит выражению идей, помогает глубже проникнуть в проблематику текстов Pantera, внешне прямолинейных, но задающих много глобальных вопросов и указывающих на несовершенство человеческого общества. Хотя…что в этом нового?
Теперь, спустя более двадцати лет, абсолютно понятно, что "Reinventing the Steel" - лебединая песня великой Pantera. Писался альбом в муках - противоречия в группе нарастали, и знаменитая передозировка Фила Ансельмо, когда он побывал в состоянии клинической смерти, лишь поспособствовала нарастанию конфликта. Казалось бы, идеальный вариант для выпуска по-настоящему паршивого альбома, но провалом диск не стал. Даже несмотря на дурацкую обложку.
Думается, что "RItS" - не самое худшее прощание, но могло бы быть и лучше. Хотелось бы, чтобы музыканты выпустили хороший альбом и ушли легендами, а не пускались в самоповторы и эксплуатирование известного имени. Факт остаётся фактом: хороший последний альбом у Pantera выпустить не получилось.
Лучшие композиции: музыка тут излишне прямолинейна и сделана по классическим лекалам. Это не делает её плохой, но выбрать что-нибудь достойное здесь действительно трудная задача. Можно обратить внимание на песни вроде "Yesterday Don't Mean Shit" и "Revolution Is My Name" – по-крайней мере здесь аранжировки более-менее.
Друзья, спасибо, что дочитали! Если понравился материал, не забудьте щёлкнуть по лайку! Порадуйте автора, подпишитесь!
Первую часть обзора дискографии Pantera вы можете почитать здесь.