Найти тему
РГАФД

290 лет со дня рождения Йозефа Гайдна

📅 Звуковой Календарь 31/03/2022

290 лет назад родился Йозеф Гайдн — великий австрийский композитор, старший современник Моцарта и Бетховена, один из известнейших композиторов XVIII века и в истории классической музыки в целом. Он создал более тысячи произведений, среди которых 104 симфонии, множество квартетов, клавирных сонат, оперы, оратории, дивертисменты и мессы.

Йозеф Гайдн не был потомственным музыкантом или композитором. Он родился в нижнеавстрийской деревне Рорау в семье Каретного мастера, но уже в детстве обнаружил музыкальные способности. В шестилетнем возрасте его отправили в Хайнбург, где он пел в церковном хоре и учился играть на скрипке и клавесине. Спустя 2 года способного мальчика заметил руководитель капеллы собора Св. Стефана — главной церкви австрийской столицы — и предложил ему должность певчего.

С согласия родителей Гайдн в 1740 г. переехал в Вену. В течение 9 лет он учился в хоровой школе и выполнял непростые обязанности певчего. Но к 17 годам, когда голос Гайдна начал ломаться, ему пришлось оставить школу и капеллу. Он бедствовал и голодал, не имея постоянного пристанища, брался за разную работу, в том числе давал частные уроки и играл в бродячих ансамблях. Несмотря на трудности, Гайдн занимался самообразованием, изучал теорию музыки и произведения опытных композиторов, брал уроки у Никола Порпоры — итальянского оперного композитора и педагога.

Постепенно Гайдн входил в музыкальную среду. Он стал исполнять камерную музыку в доме австрийского дворянина Карла Йозефа фон Фюрнберга, для которого сочинил свои первые струнные квартеты. В 1759 г. благодаря рекомендации Фюрнберга Гайдн получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Здесь, руководя оркестром из около 16 музыкантов, он написал свою первую симфонию, а также писал произведения для струнных и духовых инструментов.

Долго этот оркестр, однако, не просуществовал: в 1761 г. из-за финансовых сложностей Морцин распустил капеллу, а в жизни Гайдна начался новый значительный период. Он принял предложение П. Эстерхази, богатейшего венгерского магната и покровителя музыкантов, и поступил к нему на службу как вице-, а затем и обер-капельмейстер. В его обязанности входило не только написание музыки, но и управление оркестром, репетиции, поддержание порядка в капелле.

При дворе Эстерхази Гайдн находился порядка 30 лет и в этот период написал большинство своих произведений. В 1766 г. он стал придворным музыкальным руководителем. Благодаря поддержке Миклоша Эстерхази, возглавившего семью после смерти брата, Гайдн серьезно поднял уровень придворных ансамблей, набрав в них новых певцов и инструменталистов.

Положение Гайдна было двойственным. С одной стороны, он находился при дворе богатого магната, имел признание и творческие возможности. С другой стороны, долгое время все его произведения были собственностью Эстерхази, он не мог писать для других лиц и свободно покидать княжеские владения. Тем не менее, его музыка с 1760-х гг. распространялась по Европе, усердно собираемая ценителями из Германии, Италии и Австрийской империи. И все-таки можно предположить, что придворная жизнь не во всем устраивала Гайдна. Согласно одной популярной версии, в свою знаменитую «Прощальную» 45-ю симфонию, написанную в 1772 г., композитор вложил чувство неудовлетворенности условиями своей придворной жизни. Драматична и концепция исполнения симфонии: во время ее финала музыканты один за другим покидают оркестр, пока на сцене не останутся два скрипача. Среди других произведений, созданных Гайдном в 1770-е гг., три сочинения с шестью струнными квартетами, оратория «Возвращение Товия», не менее четырех симфоний и пяти опер.


1780-е — 1790-е гг. — период пика творческой биографии Гайдна. В 1781 г. он познакомился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Знакомство переросло в плодотворную дружбу: Моцарт посвятил Гайдну шесть своих квартетов и утверждал, что именно у него учился писать произведения в этом жанре. В 1785–1786 г. Гайдн написал свою знаменитую серию из 6 «Парижских» симфоний. Они были исполнены самым большим европейским оркестром, произвели фурор в музыкальной жизни Европы и вошли в число лучших образцов симфонической музыки. Среди других произведений Гайдна 1780-х гг. оперы «Роланд-паладин» и «Армида», духовное сочинение «Семь последних слов нашего Спасителя на Кресте», струнные квартеты.

В 1790 г. умер Миклош Эстерхази, и его преемник Антал распустил оркестр. Гайдн, — теперь уже свободный музыкант, известный в Европе, в 1791 г. получил работу в Англии и провел там порядка 18 месяцев. Одним из творческих результатов этой работы стали 12 Лондонских симфоний, которые входят в число самых значительных произведений Гайдна. В 1792 г. он посетил Германию и познакомился с молодым Бетховеном, который вскоре переедет в Вену, чтобы у него учиться.

Последний период жизни и творчества Гайдна начался с возвращения в Австрию, где он поселился в венском предместье Гумпендорф. Среди известных произведений этого периода две оратории — «Сотворение мира» 1798 г. и «Времена года» 1801 г., написанные под впечатлением от ораторий Генделя, которые Гайдн слушал в Лондоне.

Франц Йозеф Гайдн оставил колоссальное творческое наследие. Его произведения вошли в канон классической музыки и внесли решающий вклад в его формирование. Вероятно, музыка отражала и характер Гайдна — образцового представителя эпохи Просвещения, оптимистически смотревшего на жизнь и сохранявшего жизненный баланс между разумом и эмоциями. В XIX в., в эпоху Романтизма, когда эмоциональное начало в искусстве вышло на первый план, музыка Гайдна была уже не столь популярна. Но в начале XX в. ее оценили вновь, и до сих пор произведения Гайдна исполняются в концертных залах по всему миру.

Йозеф Гайдн — мастер симфоний. Предлагаем послушать два его разнохарактерных произведения, написанных в этом жанре. 1. Симфония № 49 фа минор «Страсти» (фрагмент). 2. Симфония №1 ре мажор. Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/31-03-2022

-2

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.