Прошлогодний полнометражный опус Игоря Угольникова «Учености плоды» оброс дополнительными материалами и превратился в сериал (Угольников, если кто не помнит, прославился в 90-е на ниве юмора, а теперь решил пожать с этой нивы «учености плоды»), где Безруков спасает музей Пушкина в селе Михайловском от фашистов. Посмотрим, каким получилось сделать «мыло» из такой, казалось бы, патриотичной истории.
Как все начиналось
А начинается эта духоподъемная сага как самая что ни на есть пастораль. Лето, деревенский пейзаж, провинциальный музей, праздник, суета и… портрет Гитлера в центре композиции. Зачем? Потому что село оккупировано нацистами, и сегодня должен приехать новый назначенный оккупантами директор.
Народ собирается, трубы дудят, а нынешний директор музея вместе со своей женой бегает туда-сюда в ожидании дорогих гостей. Это Антипов — видимо, прототип того мужика, который руководил музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское» за несколько лет до того, как туда придет директорствовать писатель-пушкинист Семен Гейченко.
Роль коллаборациониста Антипова, который рассыпается мелким бесом перед фашистами, очень приглянулась бывшему сатирику-шоумену Игорю Угольникову (ныне функционеру «Единой России») — настолько приглянулась, что он взвалил на себя непосильную ношу: выступил не только режиссером, но и исполнителем одной из главный ролей.
Но по-настоящему главный здесь, конечно, Сергей-наше-все-Безруков. Кто же еще сыграет простого паренька-сердцееда! Самый храбрый, самый лихой, самый широко улыбающийся. Рубаха-парень в Михайловском нарасхват: приезжая немка-филологиня в него влюбляется, при этом у него уже есть любовница в лице местной грудастой бабы.
И на все руки мастер, что надо — починит, немцы в таких души не чают, а партизаны зовут к себе, зовут — не дозовутся. А вы попробуйте, сыграйте молодого и любвеобильного деревенщину, когда пятидесятилетие не за горами! Безруков может, — а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Клюква, традиционные ценности и герои-карикатуры
Фашисты, как водится в ура-патриотическом кино, все как на подбор: благородные, воспитанные, чистенькие, а главное — очень любят русскую культуру. Филологиня и спортом по утрам занимается, и Пушкина цитирует, и вообще вполне терпима, если ее не злить. Но это же все — обязательная клюква, без нее теперь никуда.
А вот что же с партизанами?
Тут вступает тяжелая артиллерия, которая подается уже не под клюквенным, а под соусом «традиционных ценностей». Советские партизаны — они ведь какие? Смелые и отчаянные? Конечно! А еще очень карикатурные. Нападают на немецкий патруль, пах-пах!, тра-та-та-та-та! И это не только пулемет! Пулеметом фашистов только подбили, но ведь партизаны наши что? Они фашистов добивают! Ну примерно как наемные киллеры в голливудских блокбастерах: контрольный выстрел в голову.
Но на этом «традиционные ценности» не заканчиваются. Дальше к каждому фашистскому трупику подбегает мальчонка-партизан и тычет каждого ножом: это он так прикалывает пропагандистские листовки, добивая и так уже добитых мертвых немцев. Ну что, узнаете?
А заведует партизанами некий Палыч в исполнении Федора Бондарчука. Он не то чтобы злобный, просто немного нервный. Говорит, отберите у Безрукова приемник, ну а если что — тут самый стремный и еще более лысый партизан хватается за пистолет и понимающе кивает — ну вы поняли. Партизаны вместе с Бондарчуком говорят на каком-то непонятном наречии — то ли это какие-то псковские особенности, о которых зритель не в курсе, то ли самодеятельность авторов.
В общем, сериал удался, Угольникова точно повысят, а может и орден какой дадут. А я дальше смотреть не буду, нет ни времени, ни сил. Тут меня давеча обвинили в витиеватой желчи — что ж, смиритесь, дорогие доброжелатели. Теперь можете смело писать, что я завидую еще и толстому Игорю Угольникову со стареющим Безруковым вместе взятыми.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨👩Подписывайтесь на канал 💡