На западе его называли «советский Уолт Дисней», была возможность уехать, но он сказал: "Моя съёмочная площадка — Россия». Современники считают, что правильнее сравнить его с Уиллисом О'Брайеном или Рэем Харрихаузеном.
Он мастер сказочного жанра в фильме, первым снимет полнометражный анимационный фильм и первый цветной фильм.
Поняли о ком я?
Сегодня поговорим об Александре Лукиче Птушко, урожденный Птушкин, 49 лет его уже нет с нами.
Родился в семье крестьян в Луганске.
С детства хорошо рисовал, его рисунки признали лучшими. Их высоко оценила Мария Улазовская, (жена Николая Шверника), и помогла Александру переехать в Москву, чтоб поступить в Государственную школу кинематографии на заочное отделение.
Работал заведующим семилетней школой в селе Камышеваха близ Донецка, затем инструктором культотдела Донецкого райкома металлистов.
С 1919 года служил в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. После Гражданской войны работал актёром и художником-декоратором в Народном доме и корреспондентом газеты Донецкая кочегарка.
В 1923—1926 годах учился в Московском институте народного хозяйства, работал секретарём орготдела Союза строителей Москвы.
Только в 1927 году начинал работать как художник и режиссёр-мультипликатор на Москинокомбинате («Мосфильме»), конструировал куклы.
В 1928 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив серию мультфильмов с участием кукольного персонажа Братишкина совместно с Юрием Меркуловым и Иваном Никитченко.
Братишкин представлял из себя деревянного человечка, круглолицый и курносый. На голове была кепка, с галстуком, завязанным по-хулигански, образ своего пацанчика во дворе.
В 1932 году снял первый советский звуковой мультфильм Властелин быта, выступил в роли и сценариста и художника.
Рассказывает картина о человеке, который переселился из старого дома, в новый и не смог смериться с этой обстановкой, пока не довёл своё жилье до того, состояние, в котором привык находиться.
Чем закончилась это история, узнаете если выделите 15 минут своего времени.
Тезисом картины можно назвать фразу до титров: «Нужно уметь жить в новом доме».
Он постоянно экспериментировал, сочетал кукол с живым действием в одном кадре.
По мотивам романа Джонатана Свифта в 1935 году вышла картина Новый Гулливер.
В начале сюжета пионер Петя Константинов получает в награду книгу – Путешествие Гулливера. Он вместе с товарищами отремонтировал яхту, на которой они потом отправятся к островам. Вожатый начнет читать книгу, а Петя заснет и попадет в описываемые в книге картины.
В этой работе было задействовано кукол от 1500 до 3000 и вместе с ними играл живой актер. Этот новаторский ход (комбинированные съемки) не однократно будут использовать другие режиссеры.
Нашего героя огорчало, как он говорил: «Неужели никто не видит главного в моём фильме: человек и кукла — равные партнёры? Я создал новый мир, а они тянут его в свой… Я создал сказку, а вы ищете в ней обычную жизнь. Поймите, что заставить маршировать тысячу кукол сложнее, чем пройтись парадом по Красной площади целой армией».
Присуще человеку искать скрытый смысл, даже где его нет. К примеру, в этой картине марширующих лилипутов сравнивали с фашистами, искали аналогию героя с реальным человеком.
Успех картины был предсказуем, Птушко открыл собственное художественно-производственное объединение объёмной мультипликации на Мосфильме.
Его команда в период с 1936 по 1940 года сняла не мало короткометражных кукольных фильмов, часть из которых были цветными.
Сказка о рыбаке и рыбке, 1937 г., выполненных по трёхцветному методу Павла Мершина.
Весёлые музыканты, 1938 г. по мотивам сказки Бременские музыканты братьев Гримм, так же сделана по этому методу.
Это была первая советская экранизация сказки Братьев Гримм.
В 1939 выходит Золотой ключик, по пьесе Алексея Толстого.
Создан методом комбинированная съемка, актёры и куклы, разное расстояние для изменения масштаба.
Картина опередила диснеевскую версию на два года, имела успех в СССР и выпущен ограниченным тиражом за пределами страны.
Вас еще не взяла гордость?
Наступила Великая Отечественная война, семья эвакуировалась в Казахстан.
В этот период он руководил трюковыми и комбинированными съёмками в фильмах, научился шить обувь, вышивал знамёна.
Был режиссёром комбинированных съёмок, сам собирал механизмы и кукл, в таких картинах, как:
Первая картина была еще 1936 году – Дети капитана Гранта.
Славный малый, 1942 г.
Парень из нашего города, 1942 г.
Секретарь райкома, 1942 г.
Батыры степей / Песнь о великане, 1942 г., еще и оператор.
Во имя Родины, 1943 г.
Небо Москвы, 1944 г.
Зоя, 1944 г.
В 1944—1946 годах был директором киностудии Союзмультфильм.
В эти же годы написал ряд научно-популярных книг на тему мультипликации, трюковых и комбинированных съёмок.
После войны вернулся в Москву.
В 1946 году создал свой первый полнометражный фильм-сказку Каменный цветок, использовал изъятую в Германии Агфа кинопленку (более простой способ съёмки цветного кино).
Экранизация басни П.П. Бажова, который был заявлен как автор сценария.
Первый блин и не ком, задал тон следующим творческим годам карьеры Александра Лукича.
В 1948 году мало кому известная картина – Три встречи.
Повествует о событиях после войны, как вернувшись с фронта потихоньку привыкали к мирной жизни.
И вот опять успех, 1952 год – Садко, по мотивам русских былин, встречаются фрагменты из одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова.
Рассказывает про новгородского молодца Садко, как он будучи гусляром, стал торговцем и объездил пол мира и вернувшись понял что лучше дома.
А вы знали, что Андрей Миронов мог сняться в этом фильме даже пробы прошёл, но был снят, так как накосячил с костюмом.
Про успех картины, это не просто слова, Серебряный лев в Венеции, номинация на Золотого льва, а главный актёр занесён в список лучших актёров за полувековую историю кино.
Показали в США в 1953 году, а в 1962 – сократили картину, поменяли имена не только персонажам, но и создателям, Фрэнсис Коппола переделала в американскую сказку.
Уже тогда многие западные знаменитости высказывали восхищение работе Птушко, Кевин Мерфи (актёр Таинственный театр 3000 года), Пол Чаплин (сценарист этого сериала).
Илья Муромец, 1956 год.
Поняли все, что картина по мотивам русских народных былин о богатыре Илье Муромце.
Фильм умел колоссальный успех.
Он был первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком.
Рекорд по количеству людей и лошадей (IMDB был слоган к фильму: "Актерский состав 106 000! 11 000 лошадей!").
При этом фильм был и в обычном варианте, снимали одновременно в двух вариантах.
Съёмка кадра по частям с использованием неподвижных масок и контрмасок в сочетании с множительной зеркальной приставкой позволила «обмануть» экспертов, насчитавших «более 104 тысяч статистов одновременно».
Увидите Михаила Пуговкина в роли мастера Разумея.
В карьере Птушко была работа совместная с финнами – Сампо, 1959 год.
И снова наш герой был первопроходцем, первый фильм после Второй мировой войны, совместного производства с капиталистическими странами.
В основе карело-финский эпос.
Про любовь и спасение любимой, про прохождение трудностей и заданий. Одним из таких и будет сампо – чудесная мельница.
Снимали сразу на двух языках и в двух форматах. При этом все советские актёры говорили по-фински, и наоборот.
В фильме снялся Георгий Милляр, он не Баба-Яга, не Кощей, а чародей.
На этой картине он закончил эпос и перешёл к реалистичным картинам, первая была – Алые паруса, 1961 г.
Да, та самая, легендарная картина, с Василием Лановым в роли Грея и Анастасией Вертинской – Ассоль.
Сюжет кино знают все, что знаком с произведением Александра Грина.
Про девушку Ассоль, которой предсказали, что её увезёт принц на корабле с алыми парусами. Она ждала корабль, приходя каждый день на пристань.
Многие кто работал над фильмом боялись, что Птушко свернет к своей манере съемок, «будучи непревзойдённым мастером комбинированных съёмок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм».
В 1964 по мотивам сказки Евгения Щварца, выходит фильм Сказка о потерянном времени.
Не знаю, как вы, а у меня сразу в голове начинает играть музыка и слова: «Дорожить тебе и мне временем, временем, драгоценным временем».
Показывали в свое время из каждого утюга. Тема пионеров, образа послушного и ответственного человека, державшего слово и гордившемся что он пионер и тут противоположный персонажи, которые конечно же исправятся, когда получат урок.
Состав актёров конечно же звездный: Олег Анофриев, Рина Зелёная, Савелий Крамаров, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и другие.
В картине присутствует всё и юмор, и нравоучение, и кукла-кукушка, как любит наш герой и переход из сказки в реальность, прям оторвался от души.
Уже в 1966 году – Сказка о царе Салтане, грандиозный успех и у нас, и на западе.
После появления этого фильма в 1967 году Уолт Дисней попросил передать Александру Птушко следующее: «Приезжайте, я вам предоставлю любую студию!» На что Птушко ответил: «Благодарствую, но вынужден отказаться. Моя съёмочная площадка — Россия».
После такого еще есть сомнения?
Картина по произведению А.С. Пушкина, все знакомы с сюжетом.
Про любовь, клевету, предательство, прощения и конечно же чудеса.
Картина была тяжёлой в плане съемок, жара, костюмы, есть воспоминание корреспондента: «Артисты в тяжёлых кафтанах и сарафанах, явно изнывая от жары, пытаются синхронно на миг застыть перед камерой. Но не всем это натурально удаётся, и «славный град» накрывает зычный глас режиссёра: «Олухи, бизоны! Вам что, замереть трудно?!».
Снимала картину его дочь Наталья Птушко, но он был сценаристом, занимался постановкой и конечно следил за всем процессом съёмки.
В 1967 году написал сценарий к фильму Вий и делал постановку трюков. Про этот фильм я писала в статье про творчество Куравлева, прочитать сможете здесь.
Следом была еще одна экранизация поэмы А.С. Пушкина – Руслан и Людмила, 1972 год.
Это была последняя его работа и как считают критики, вершина, ушёл на пике, выступил как сценарист и режиссер и потратив на этот труд четыре года.
Александр Птушко мечтал еще снять Тараса Бульбу и Слово о полку Игореве, по которому даже написал сценарий, но из-за тяжёлой болезни почек не успел довести замысел до конца.
Он умер 6 марта 1973 года.