Сегодня о "говорящих" костюмах в фильме "Воспитание чувств" / "Аn Education" (2009). Трогательная история взросления девочки в Англии начала 60х, которую рассказывает не только она сама, но и её костюмы.
Родители умной и симпатичной Дженни очень хотят, чтобы у их дочери было хорошее будущее. Они прилежно платят за частную школу, прилежно копят на университет и прилежно сверлят ей мозг, требуя оправдать траты и возложенное на неё высочайшее доверие.
Сама Дженни мечатает уехать в Париж,чтобы "носить черное, курить, слушать любую музыку и читать любые книги". И жизнь с родителями кажется ей скучной и блеклой, в точь-в-точь как её одежда:
Её цвета - серый, коричневый, бежевый - блеклые, ничем не выделяющие её, а клетчатые рубашки напоминают об одежде "простых людей" - фермерах, заводских рабочих. Никакого шика и блеска, о которых мечтает юная героиня.
Не выделяется Дженни и в школе, где все ученицы носят школьную форму:
К слову, школьная форма - частый и популярный сюжетный и костюмный прием, чтобы показать зрителю "общую массу".
Итак, Дженни, по её собственному мнению, живет серой неинтересной и ничем не примечательной жизнью. Пока в её жизни не появляется прЫнц! Дэвид - взрослый, элегантный и богатый поклонник.
У Дэвида такие же красивые и элегантные друзья, и Дженни выглядит на из фоне бедной Золушкой (до встречи с волшебной феей):
Но каждой Золушке полагается своя щедрая фея. Для Дженни этой феей станет Элен - яркая и гламурная, похожая на кинозвезду, что создатели фильма намеренно подчеркивают - от выбора актрисы на эту роль, но её образа на экране.
Под чутким руководством Элен происходит преображение и Дженни.
При помощи причесок и одежды художники по костюмам создают для зрителя "визуальные ссылки", подчеркивая характер каждой героини и сходство с одной из кинозвезд, которые сегодня уже стили своего рода архетипом:
Если Элен создатели фильма сравнивают с чувственной и соблазнительной Бриджит Бардо, то Дженни - это утонченная и интеллектуальная Одри Хэпберн.
Отметить свое перевоплощение из серой ученицы в яркую светскую леди Дженни отпавляется в Париж, в компании перезрелого бойфренда. И даже с разрешения родителей, для которых "устроенное будущее" дочери теперь равно "удачное замужество".
А вот для самой Дженни Париж - это сбывшаяся мечта о свободе и красивой жизни, в которой хочется раствориться. Стать частью Парижа в буквальном смысле слова:
Поэтому совсем не случайно парижское платье Дженни так напоминает работы импрессионистов, в частности, Клода Моне и его "Кувшинки" (картина находится в парижском музее).
Однако самым эффектным "говорящим" образом, на мой взгляд, оказываетс вот это платье:
Алая лента на белом платье - во всех смыслах потеря невинности. Причем, не сколько в собственных глазах (пока что), но в глазах окружающих - все они видят, и все осуждают путь, который выбраля для себя Дженни. Алая лента, как водораздел, отделяющий героиню от её прежней жизни.
Правда, золотым мечтам Дженни суждено разбиться о реальность. В тот самый момент, когда она уже чувствовала себя королевой в золотом платье, оказалось, что она все-го лишь трофей, обернутая золотой фольгой кукла. И как эффектно это передает последнее золотое платье!
Конец этой истории узнаете, если сами посмотрите фильм. А если уже смотрели, поделитесь впечатлениями в комментариях.
***
Вам нравятся мои статьи? Тогда подпишитесь на мой канал и Инстаграм, чтобы не пропустить интересное!