После этой операции, унесшей напрасно большое количество жизней, атакующая сторона полностью поменяла командование армией...
Ныне Парагвай – крохотная захолустная страна на окраинах мира. А когда-то это была довольно крупная держава с бодро развивающейся экономикой. Нрав Парагвая в ту пору мягкостью не отличался. Испытывая беспокойство из-за буйного соседа, парагвайское окружение частенько с ним конфликтовало. И, не в силах справиться в одиночку, собиралось в союзы. Вот и в 1864 году против Парагвая объединились Бразилия, Уругвай и Аргентина.
Главный удар союзников метил на Асуньсон – столицу страны. Путь их пролегал вдоль реки Парагвай. А по дороге, понятное дело, встречались укрепления, которые приходилось штурмовать. И за 215 километров от столицы стояла крепость Умайта, а ее передовым укреплением числился форт Курузу. Союзники его взяли довольно легко (потери штурмующей стороны оказались даже на порядок ниже, чем у оборонявшихся), применив простой прием – расстрел шрапнелью артиллерийской прислуги. Битва за форт произошла 3 сентября. А к другому форту, отстоявшему всего за пару километров к северу, союзники добрались 22 сентября того же 1866 года – нашлись отвлекающие помехи. Укрепление носило имя Курупайти.
За ту проволочку, что предоставила армия союзников парагвайцам, они времени даром не теряли. В форте имелось 49 пушек, из которых восемь тяжелых (68-фунтовые), пять легких полевых (12-фунтовые) и остальные обычные крепостные 32-фунтовые. Гарнизон насчитывал 5000 солдат. Но им-то противостояли 20000 солдат союзников, поддерживаемых четырьмя мониторами, шестью канонерскими лодками и двумя плавучими батареями, вооруженными мортирами. Плюс шесть транспортников со всяческим военным припасом. Силы явно неравные. И проанализировав опыт Курузу, парагвайцы хорошо подготовились.
В дно реки были забиты колья, препятствовавшие подходу речной флотилии бразильцев близко к берегу. А чтобы как-то придать аргументации, соорудили несколько мин из оцинкованных емкостей с порохом. И часть их притопили на мелководье, привязав к кольям, а что-то отправили сплавляться по реке навстречу флоту неприятеля. И эти самодельные мины представляли вполне реальную угрозу для речных кораблей.
Еще два десятка пушек оставили на позициях, предназначенных для обстрела реки. Остальными решили встретить пехоту врага. Причем почти все из них тщательно замаскировали. И даже оборудовали позиции пушкарей накатом – чтобы обезопасить расчеты от шрапнели. И некоторые орудия установили скрытно, между холмов. С таким расчетом, чтобы они, не видимые до поры атакующим, имели возможность вести фланговый огонь. Затем парагвайцы нарыли траншей. Причем самая первая из них была ложной и солдат в нее не посылали.
Все произошло по сценарию парагвайцев. Бразильцы начали артиллерийскую подготовку. Но, сунувшись поближе, они обнаружили, что путь к удобной позиции на воде закрыт. Вдобавок, пушки форта стреляли метко и успешно. Так что флотилии пришлось держаться на почтительном расстоянии, и оттого ответный огонь союзников особой точностью и эффективностью не отличался. Вдобавок, они сосредоточились на незанятой траншее. И выпустив в общей сложности порядка 5000 снарядов, так ничего и не добились. Ну разве только того, что три их броненосца получили повреждения и требовали незамедлительного ремонта.
Пушки парагвайцев, замаскированные по фронту, в перестрелке не участвовали и оставались сюрпризом. Бразильцы вообще думали, что у парагвайцев других пушек нет, кроме тех, что заняты перестрелкой с их кораблями. И тогда решив, что час настал, устроили атаку, на всякий случай спланировав две волны. Мол, первая прорывается, а вторая закрепляет успех. В первую атаку пустили чуть больше половины того, что предназначили непосредственно для штурма. То есть примерно 4500 человек из 8000. И тут парагвайцы открыли огонь из замаскированных пушек.
Сначала шрапнель, а потом картечь, дополненная ружейным огнем, практически выкосили ряды наступавших. До стен добрались человек 70, но их попросту перекололи штыками. Первая же атака завершилась не просто неудачей – провалом, разгромом. Союзное командование посмотрело на результаты и отменило вторую волну. Собственно, свернули планы и принялись отступать – их армия оказалась совершенно деморализована. Считается, что парагвайцы в тот момент имели шанс нанести врагу сокрушительное поражение, организуй они только по горячим следам контратаку. Но командующий парагвайцев оказался нерешительным и без приказа верховного правителя Парагвая Лопеса на такой шаг не решился. Хотя кто-то утверждает, что именно Лопес распорядился не преследовать противника – он опасался повторения Курузу.
Итог сражения. Союзники потеряли убитыми 1461 человека. Ранеными – 3591. У парагвайцев убитыми числились 54 бойца, ранеными – 196. Союзное командование, понимая масштабы поражения, срочно поменяло все командование войсками. Ну а агония Парагвая благодаря этому сражению продлилась до 1870 года. А потом все же история преподнесла урок взбалмошному диктатору.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!