Четыре недели назад я опубликовал заметку об одном очень странном правиле, существующем в нашей стране. И описал ситуацию, к какой нелепице это приводит на практике. Касается оно порядка получения водительских удостоверений различных категорий.
Для иллюстрации я ссылался на пример одного человека, с которым недавно меня свела судьба по работе. Раньше я считал, что такая ситуация может быть только в теории, однако оказалось, что жизнь гораздо разнообразнее, чем многие могут подумать. Так вот, у человека того имеется водительское #удостоверение с открытыми категориями В, В1, С, С1, СЕ, С1Е и М. Ну если В1, С1, С1Е и М ему «подарили» в #ГИБДД при последней замене прав, ничего при этом не «украв» (что уже само по себе не может не радовать), то все остальные он честно заслужил.
На практике реализуется это так: он может управлять легковым и грузовым #автомобилем без ограничения массы, а также автопоездом из грузовика и любого #прицепа к нему. Легковую же машину он может состыковать лишь с небольшим прицепом (полной массой до 750 кг, а если больше, то полная масса #автопоезда не должна превышать 3,5 т). Трициклы (В1) и мопеды (М) пока трогать не будем.
Я тогда еще приводил пример, что он имеет полное право управлять «Валдаем» с большим прицепом, но «Газелью» с таким же – ни-ни! Хотя последнее проще.
Многие прочитавшие ту заметку завалили меня вопросами – как такое может быть? Да такого быть не может никогда, потому что просто не может – и всё!
Больше всех возмущалась одна мадам и требовала разные пруфы, вплоть до скана его водительского удостоверения. Мол, не предъявите – не поверю.
Ну, я не миссионер в южноамериканской сельве и не собираюсь никого в свою веру обращать. Потому объяснил, как мог, что случай этот реальный, а права его не выложу просто потому, что у меня нет их копии, а просить ее для публикации не стану – вряд ли владелец этому обрадуется. Так что хочет верить на слово – пусть верит, не хочет – ее выбор. Писал я вовсе не за тем, чтобы верили, а для того, чтобы довести до сведения общественности, к чему приводят непродуманности в законодательстве.
А потом я задумался над обстоятельствами, из которых могла сложиться вышеописанная ситуация. Их может быть несколько.
Во-первых, #военкомат. Многих призывников сейчас, как и раньше, еще до армии обучают различным военным профессиям. Водитель – лишь одна из них. И учат там, естественно, не вождению легковушки. Отслужит такой солдат срочную, дембельнется и, вполне возможно, пойдет работать в какое-нибудь транспортное предприятие. А почему бы нет? С халявными-то правами! Проработает с годик, а потом, если косяков за ним не будет, начальство само предложит ему отучиться на #категорию СЕ, за счет предприятия, конечно. Он и согласится.
Здесь бы ему еще и на легковую выучиться, но начальство не станет это финансировать, а сам он вряд ли подумает на пару шагов вперед. Вот и получится, что С и СЕ у него есть, а В и ВЕ – увы… Ну, на В-то он со временем сам сдаст, когда повзрослеет, а вот о ВЕ так же не подумает, как и раньше.
Во-вторых, обучение в школах. Обычных общеобразовательных. Да, да, у нас кое-где (чаще в провинциях) все еще дают в школах какую-нибудь полезную специальность. Учат, естественно, бесплатно. И, конечно же, не на легковую. Либо на #грузовик, либо на #трактор. Ну, а дальше события будут развиваться по описанному выше сценарию.
Третий вариант, – а он наверняка не последний – когда человек учится сам, за свои средства. Например, мальчик с детства мечтал стать шофером, а военкомат ему в этом не помог. Или, опять же больше для провинции вариант: с работой в округе трудно, но водители всегда нужны. Тут либо сам по крохам соберешь на автошколу, либо родители подкинут, либо просто в долг возьмешь, чтобы с зарплаты отдавать потом. И тут уж, поверьте, не до мыслей о своей #машине и тем более прицепе к ней. С и СЕ – это хлеб насущный, а В и ВЕ – это обычно развлечения.
Если напрягать извилины дальше, то ситуаций таких можно придумать еще несколько. Так что описанная в той заметке картина вполне себе реальная, к сожалению. Но печалит меня не столько она, сколько то, что никто из законодателей не видит этого перекоса и не собирается его исправлять.