Мы верим в то, что человека сотворил Бог по образу Своему и подобию. Но, как говорится, «Жизнь прожить ‒ не поле перейти». По человеческой немощи или греховному произволению мы часто совершаем множество неправильных поступков, которыми наносим вред и себе и ближним. И тело наше, и душа ‒ это своего рода механизмы, которые требуют ухода, бережного отношения и при необходимости ‒ «ремонта» или лечения. Одним из средств приведения человека в «нормальное» богоподобное состояние и является пост.
В преддверии Великого поста мне хотелось бы касательно этой темы кое-что пояснить.
Какое преимущество быть верующим? Точнее ‒ не просто верующим, потому что и бесы веруют и трепещут, а церковным человеком, т. е. исполняющим предписания Церкви или Закон Божий. Если ответить прямо ‒ великое преимущество. Именно верующим, чадам Церкви Христовой, Господь обещал жизнь вечную в горних обителях. Такие люди не приходят на суд, который совершается над каждой душой по завершении земного бытия, а, по словам Христа, переходят от смерти в жизнь вечную блаженную, т. е. истинно счастливую, которой не будет конца. Вот это стремление к жизни вечной, любовь к Богу, как создателю всего сущего, и движет людьми, постоянно посещающими храмы, ведущими церковную жизнь. Людям мира сего это не понятно. Их ум полностью поглощен земными заботами. Им не до этого. Но на самом деле все вышесказанное чрезвычайно важно.
Однажды встретились два друга и начали делиться житейскими впечатлениями. Один из них с грустью сказал, что когда были живы родители, все было нормально, и жизнь как-то сама собой ладилась. Но вот родители ушли в иной мир, и все пошло кувырком. Тогда другой задал вопрос: «Родители, наверное, были верующими, за тебя молились, в церковь ходили». Тот: «Да, конечно…» «А ты-то в церковь ходишь, молишься?..» «Нет», ‒ робко ответил, первым начавший разговор. «Ну, тогда понятно, ‒ продолжил его друг, ‒ по молитвам твоих родителей Бог и устраивал твою жизнь, а теперь их нет, а сам ты за себя не молишься…»
Предпоследнее воскресенье перед Великим постом накануне масленицы называется Неделей о Страшном Суде. Во всех монотеистических религиях в том или ином виде присутствует учение о Судном дне или Страшном Суде, когда Господь будет судить все человечество. Праведники, по учению Церкви, пойдут в жизнь вечную, а участь грешников ‒ ужасна. Их ожидают вечные мучения. Об этом говорится и пишется уже не одну тысячу лет.
По пророчествам, Страшный Суд должен произойти в долине Иосафата. Я был в этих местах во время паломнической поездки на Святую Землю. Это небольшой участок земли у подножия горы Елеонской в Иерусалиме. Вот как это событие описывает пророк Иоиль: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой» (Иоиль, 3, 12-15).
Может возникнуть вопрос, как могут разместиться на таком небольшом участке земли миллиарды людей. Однако возможно, Страшный Суд будет совершаться на воздухе. Апостол Павел в послании к Фессалоникийцам пишет: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (Фессалоник., 4, 16-17).
Современному греческому старцу Паисию Святогорцу принадлежат такие слова: «Миллиарды людей сейчас находятся в аду и молят только об одном ‒ чтобы Господь дал им всего пять минут земной жизни, чтобы раскаяться в грехах, но это для них уже невозможно».
Поэтому только церковная жизнь избавляет человека от вечных мук через покаяние и исполнение заповедей Господних.
Первый день после прощеного воскресенья называется чистым понедельником. На первой неделе в храмах в вечернее время читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Церковь вспоминает Адамово изгнание и оплакивает утрату Небесного Отечества. Даже колокольный звон в великопостное время особый ‒ приглушенный, монотонный.
Православной Церковью установлен 40-дневный пост (св. Четыредесятница) по примеру Спасителя, когда Он после Крещения от Иоанна в водах Иорданских удалился в пустыню и там сорок дней и сорок ночей не вкушал никакой пищи, приготовляясь к великому делу спасения рода человеческого. Великий пост состоит из св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, посвященной событиям последних дней земной жизни Иисуса Христа. Общая его продолжительность 49 дней. (Страстная седмица в переводе на русский язык ‒ неделя страданий). Заканчивается празднованием Светлого Христова Воскресения ‒ Пасхи, которая в этом году приходится на 24-е апреля по новому стилю.
Да благословит нас всех Господь в любви, мире и воздержании провести это благодатное время и достойно встретить Светлое Христово Воскресение.